Роковая оговорка: «форс-мажор»

Хотя Соломоновы острова и не являются излюбленным направлением российских туристов, произошедшее там цунами, в очередной раз напомнило о том, что природа экзотических островов может быть весьма своенравной. В связи с этим становится актуальным вопрос применения оговорки, звучащей как "форс-мажор" и присутствующей в любом договоре о предоставлении туристических услуг. Как применяется это загадочный пункт? На что в праве рассчитывать путешественник, оказавшийся в эпицентре стихийного бедствия или другого ЧП? В каком случае он имеет право отказаться от тура?

 

Форс-мажорная ситуация

"Форс-мажор это ситуация, когда одна из сторон договора, в нашем случае — продавец, не может выполнить свои обязательства, а вторая сторона, покупатель, соответственно, не может воспользоваться тем, что он купил, в силу непреодолимых обстоятельств. По сути это означает, что договор утрачивает свою силу", — поясняет эксперт "Правды.Ру", директор одного из ведущих столичных туроператоров Николай Козиоров.

Читайте также Из чего складывается цена путевки?

Предположим, вы купили путевку в высококлассный отель на одном из "райских островов". Но во время вашего отдыха его затопило гигантской волной, в нем совершен теракт или он оказался в зоне военных действий. Ваш отпуск, разумеется, испорчен, и велика вероятность, что ваша жизнь в опасности. В другой ситуации, если бы, к примеру, затопление произошло из-за того, что турфирма определила вас в отель с неисправным водопроводом, вы могли бы взыскать с нерадивого организатора компенсацию. В случае же форс-мажора, то есть в ситуации "чрезвычайной и непредотвратимой", как-то цунами или теракт, турфирма не понесет ответственности, за то, что ваш отдых, мягко говоря, испорчен, так как очевидно, что произошедшее находится не под ее контролем.

Однако в любом случае необходимо знать, что организатор тура должен предпринять все возможное для исполнения своих обязательств и не в праве сидеть сложа руки, если его туристы попали в беду. "Конечно, предвидеть цунами или теракт фирма не в состоянии, однако предпринять все возможные меры по вывозу туристов в безопасное место, переселению в другой отель, на другое побережье — это в силах туристической компании, которая заботится о своих туристах и репутации", — отмечает Николай Козиоров.

В пример можно привести действия туроператоров и авиакомпаний во время стихийного бедствия 2004 года в Юго-Восточной Азии. "Тогда туристические компании и авиаперевозчики всем пулом вывезли всех туристов, худо или бедно, но вывезли, — отмечает эксперт. — В основном туристам были размещены все расходы либо предложены другие варианты отдыха. В течение года ситуация была разрешена полностью. Конечно были и потери, но форс-мажор — это и есть такие обстоятельства, когда какой-то ущерб все же неизбежен".

Вопрос мог бы быть решен с помощью страховки. Не того обязательного медицинского страхования, которое автоматически входит в турпакет и стоит около 1 доллара в день. А с более дорогого, которое если это понадобится, обеспечит:

  • медицинскую транспортировку,
  • лечение в стационаре,
  • стоматологическую помощь,
  • прописанные врачом медикаменты,
  • прокат костылей,
  • инвалидных колясок,
  • репатриацию и затраты на телефонные переговоры со страховой компанией.
Роковая оговорка: «форс-мажор». Роковая оговорка: «форс-мажор».

"Но наши туристы не любят страховаться, — отмечает наш собеседник. — Если была возможность, они бы не платили и 7 долларов за обязательную медицинскую страховку. Таких случаев полно — человек самостоятельно выезжает в другую страну, отказывается от страховок, и результат бывает более чем печальный. На законодательном уровне эти вопросы у нас не урегулированы: предложить туристу купить страховку с большим покрытием значит потерять клиента. Платить никто не хочет. У нас пока низкая культура путешествий".

 

В какой ситуации можно отказаться от тура?

"Под форс-мажор подпадают:

  • стихийные бедствия,
  • военные действия,
  • эпидемии — это весомые основания для отказа, — объясняет Николай Козиоров.

— С терроризмом — отдельная ситуация. Каждый случай рассматривается отдельно. Допустим, если террористический акт произошел на египетском курорте Дахаб, а путевка у туриста куплена в Шарм-эль-Шейх, то в данной ситуации, турист не в праве отказаться от договора без уплаты штрафных санкций. Если выписаны билеты, забронированы отели и т. д., то сослаться на то, что в 300 километрах от места отдыха произошел взрыв и этим мотивировать отказ от поездки турист не сможет. Нет достаточных оснований. Другое дело, если путевка в тот же отель. Здесь, конечно, да.

Но главным основанием для наступления форс-мажора и отказа от поездки является заявления МИДа РФ об опасности путешествий в выбранную туристом страну".

Другими словами если вы опасаетесь ехать на курорт, где произошло бедствие, но считается, что опасность уже миновала, а официальных сообщений об угрозе жизни и здоровью туристов нет, то возмещать стоимость поездки турфирма не обязана. В этом случае туроператор документально подтвердит, что забронировал для вас билеты, номер в отеле и экскурсии, и взыщет с вас понесенные убытки. Это же предусмотрено и Законом "О защите прав потребителей".

Читайте также Туристическая страховка: за что мы платим?

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...