Путешествия
Автор Правда.Ру

Туризм по новому закону: дороже, но безопаснее

На российском туристическом рынке грядут большие перемены. С 1 января 2007 года из офисов турфирм исчезнут лицензии. Вместо них пропуском в мир туристического бизнеса для игроков станет их собственная экономическая ответственность и система банковских финансовых гарантий. Другими словами, у туроператора (того, кто организует поездку) отныне появится поручитель – банк или страховая компания – который будет выплачивать компенсации туристам, пострадавшим от плохого сервиса.

Если оператор занимается обслуживанием туристов внутри страны, то сумма гарантии будет не менее 1 миллиона рублей. Если компания претендует на международные направления – не менее 10 миллионов. Правда, после рассмотрения поправок в Банковском комитете Госдумы, депутаты посчитали, что предложенные суммы не отфильтруют недобросовестных и неплатежеспособных туроператоров, и предложили увеличить ставки в 10 раз. Сегодня законопроект рассматривается уже на заседании ГД.

К чему приведут нововведения на российской туристической ниве? Как отразятся они на туроператорах и на нас с вами, рядовых туристах, желающих отдохнуть за рубежом? Не ухудшится ли качество обслуживания?

Чиновники утверждают, что нет. По задумке авторов, а именно Федерального агентства по туризму, на туристах это скажется только положительно. «Потребитель, то есть турист, на 100% предоплачивает некий продукт, который еще не получил. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Европе этот рынок регулируется цивилизованно – равно как и в том, что Россия пошла по этому пути», - цитирует ИС «Вояж» слова пресс-секретаря Ростуризма Сергея Синицына.

Напомним, что катализатором для введения ответственности туроператоров в июне этого года стала нашумевшая история с компанией «Лук-тур», когда вместо того, чтобы наслаждаться отдыхом, 500 неприкаянных россиян обивали пороги турецких отелей, где для них не оказалось забронированных и оплаченных номеров. Надо ли говорить, что это был не единичный случай? При этом получить компенсацию с проштрафившегося туроператора не представлялось возможным. Ведь предъявлять претензии можно было лишь тому, у кого был куплен тур. А что с него взять, если он, к примеру, банкрот?

С вступлением в силу нового закона такие рассуждения, по идее, должны будут уйти в прошлое. Туристы будут защищены от мошенничества фирм-однодневок: деньги, которые будут вносить операторы для вхождения в бизнес, станут гарантом выплаты неустойки недовольному клиенту.

Иначе говоря, как пишет «МК», в договоре туристы увидят такую строчку: «Тур организован оператором таким-то. Ответственность за сервис и предоставленные услуги несет оператор». Продолжая мысль, можно сказать, что материальные компенсации в случае чего будут предоставлены банком таким-то.

Так что же делать, если вместо «пяти звезд» вас поселили в «ночлежку» с видом на свалку, гид не говорит по-русски, а обратная дорога и вовсе не оплачена? (Инструкция начнет работать с 1 января 2007 года).

Прежде всего, не позже, чем через 20 дней после возвращения из поездки, обязательно предъявляйте претензии к туроператору в письменном виде – ответ вам обязаны дать в течение месяца. Если оператор свою вину признает, нужно идти в банк или страховую компанию-гарант, они и заплатят. Если же агентство считает, что вы к ним просто придираетесь, то ваш путь лежит прямиком в суд. А уже с решением суда – к гаранту.

В свою очередь игроки турбизнеса по-разному глядят на грядущие перемены. Основные нарекания вызывает финансовая гарантия, точнее, ее размеры. Многие считают, что названные суммы – это сильнейший удар по небольшим компаниям и «нишевым» операторам (то есть тем, которые обеспечивают спортивный туризм, занимаются паломническими маршрутами или поездками за рубеж детских коллективов и не располагают широкой базой клиентов).

Также отмечается, что новый закон может лишить путешественников выбора. Ассортимент туров, скорее всего, сузится, ведь в новых условиях смогут выжить лишь компании, которые занимаются массовыми направлениями, а индивидуальные туры и дополнительные рейсы станут невыгодными. Что же касается стоимости путевок, то они также могут вырасти, ведь фингарантии скажутся на затратах туроператоров. По прогнозам рост цен составит 5-10%.

Однако, если для России фингарантии, так напугавшие туроператоров, – новинка, то в Европе дела обстоят иначе. Как пишет ИС «Вояж», институт фингарантий существует практически во всех западных странах, особенно в тех, где туризм занимает важное место в экономике.

Туризм по новому закону: дороже, но безопаснее
Туризм по новому закону: дороже, но безопаснее

В Германии все подразделения крупных туроператоров, а также их риски застрахованы. При оформлении тура клиент получает гарантийный купон, и в случае отмены поездки по независящим от него причинам он может получить назад из банка-гаранта оплаченную сумму тура плюс возмещение дополнительных расходов, которые он понес. Также гарантируется, что банк оплатит стоимость обратных билетов или других расходов, которые может понести клиент для возврата из тура, если туроператор окажется банкротом.

В Венгрии одним из оснований для выдачи лицензии турфирме является финансовый депозит, зависящий от оборота. Сумма годового депозита составляет 12% от оборота туроператорской деятельности без НДС, а для тех, кто организует чартерные программы, - 20%. Если венгерская турфирма закрылась, ее владельцы могут забратьсвой депозит, но сделать это можно не раньше, чем через полгода, и лишь если никто не предъявит фирме материальных претензий.

Стать полноценным турагентом или оператором и выйти на туристический рынок в любой момент можно далеко не везде. Например, в Испании в этом бизнесе существует так называемая «система квот»: даже если новичок готов выполнить все финансовые требования, он не сможет стать игроком на рынке, пока не освободится место, то есть с рынка не уйдет какая-то другая туркомпания.

Таким образом, российский турбизнес, как видим, идет по уже проторенной дорожке. В идеале, она должна привести к тому, что рядовые туристы, то есть мы с вами, будут защищены от мошенничества, и у нас будет меньше причин не доверять организаторам туров. А значит, и относиться к российским туристам за рубежом будут с большим уважением.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Ночь огня: люди в черном сожгли в Швеции сотни автомобилей ВИДЕО
Шашлык на Медном всаднике всего за 500 рублей!
Прикрытие реформы? На ТВ отобрали наставников для поющих пенсионеров
Почему доверие россиян к власти продолжает пикировать
Почему доверие россиян к власти продолжает пикировать
Реестр дольщиков ЖК "Царицыно" оформят осенью
Ночь огня: люди в черном сожгли в Швеции сотни автомобилей ВИДЕО
Стоит ли ждать роста цен на квартиры
Российские ученые доказали - американцы были на Луне
Почему доверие россиян к власти продолжает пикировать
Американский конгрессмен выяснил, как перестать кормить "русского медведя"
На Украине рассказали, что ее ждет после прекращения торговли с Россией
Уничтожить всех: США всерьез готовятся к войне с Россией
Уничтожить всех: США всерьез готовятся к войне с Россией
В Казани задержан водитель "Жигулей" с наклейкой "Заказные убийства"
МИД Греции обвинил Россию в мстительности
Уничтожить всех: США всерьез готовятся к войне с Россией
Шойгу предложил ФРГ вспомнить историю, а потом предлагать диалог с РФ с позиции силы
Уничтожить всех: США всерьез готовятся к войне с Россией
Лайма Вайкуле назвала своих критиков зомбированными зверями
Лайма Вайкуле назвала своих критиков зомбированными зверями