Путешествия

Туристы болеют один раз - первый и последний?

Список "классических" проблем, с которыми могут столкнуться российские отпускники за границей, пополнился новыми пунктами. Если раньше основные претензии туристов касались крайне неприятных, но не витальных инцидентов, вроде отмененных чартерных рейсов, неоплаченных туроператором гостиниц и т. д., то теперь вопрос стоит буквально о жизни и смерти. Вернее — о медицинском обслуживании, которое формально есть, но на практике его не допросишься.

Все когда-нибудь случается в первый раз. Вначале отпускники, хлынувшие потоком из России на популярные международные курорты испытали на себе все возможные организационные трудности. Обещанные пятизвездочные отели оборачивались трехзвездочными, номера экстра-класса — убогими хибарами у взлетно-посадочной полосы аэропорта, а бассейн с морской водой — затхлым заболоченным прудом.

Только удалось преодолеть эти трудности первого периода, как нагрянула новая беда. По цивилизовавшемуся уже рынку туриндустрии прокатилась волна мошенничеств, с одной стороны, и финансовых трудностей — с другой. В итоге люди, прибыв на курорт, оказывались под открытым небом, без гостиниц, обратных билетов и с не отвечающим телефоном в офисе туроператора. К счастью, преодолели вроде и эту черную "туристическую" полосу.

Однако выяснилось, что люди на курортах хоть и редко, но все-таки болеют. Притчей во языцех стала история туриста из Екатеринбурга Виктора Листочкина, у которого в 2008 году, во время отдыха в Турции, неожиданно открылось кровотечение, и он впал в кому. Долг за лечение в частной клинике в Анталье очень быстро составил 25 тысяч долларов, после чего местные врачи честно сообщили семье, что мужчину требуется немедленно доставить в Россию, но пока не будет погашен долг, они его не отпустят. После длительных переговоров, после вмешательства российского посольства Листочкина удалось вернуть в нашу страну, но сохранить ему жизнь российские медики уже не успели.

Как показывает практика, россияне сложно привыкают к рыночным реалиям. Похоже, большинство из них в глубине души уверено, что в зарубежных странах ситуация со здравоохранением обстоит примерно так же, как у нас, где сохранились еще такие рудименты Советского Союза, как бесплатное лечение, вызов врача на дом для больного ребенка и т. д. По крайней мере, люди искренне верят, что медстраховка, которую они оформляют перед выездом за границу, дает им определенную гарантию безопасности.

Летом 2009 года во время отдыха в Испании у малолетней дочери россиянки Лилии Назарычевой внезапно заболел живот и поднялась температура. Уезжая из России, женщина, как и было рекомендовано, оформила медицинскую страховку в компании "Ингосстрах". При первых признаках заболевания она поступила так же, как поступил бы на ее месте любой житель нашей страны, — позвонила в страховую компанию, попросив вызвать в номер педиатра и сделать анализ крови.

На что, по рассказу женщины, ей "сотрудником ОСАО "Ингосстрах" Домбаевой Беллой было сказано: "Мамаша, вы, может, еще компьютерную томографию головного мозга для своего ребенка попросите?".

Врача к ребенку все-таки прислали, однако появившийся в отеле медик не усмотрел в заболевании ничего страшного. Как выяснилось позже, это оказался так называемый "врач широкого профиля", который даже не стал толком проводить осмотр. "Все медики, с которыми я общалась, говорят, что при обследовании детей обязательна пальпация, острый живот устанавливается сразу. Говорят, его даже без специального образования можно определить", — рассказывала впоследствии адвокат Назарычевой. Но тот врач, который проводил осмотр, заявил, что ребенок здоров и следует "ждать появления симптомов".

"На следующий день, — рассказывала Лилия Назарычева, — опять пришел тот же врач, который сказал, что не знает, почему у моей 5-месячной дочки температура 41 градус.
Через 48 часов после начала болезни София потеряла сознание".

В больнице, куда доставили россиянку и ее дочь, диагноз установили мгновенно — кишечная непроходимость (в просторечии — заворот кишок), который обернулся за двое суток болезни сепсисом (заражением крови). Впоследствии врачи поставили девочке целый букет диагнозов: септический шок; менингит; множественные инфаркты головного мозга; паралич правой стороны тела; гангренозная эктима тела, произошедшая вследствие сепсиса и другие.

Лилия Назарычева обратилась в СМИ. "По причине несвоевременно оказанной медицинской помощи компанией ОСАО "Ингосстрах" моя дочь в критическом состоянии была доставлена в госпиталь в Барселоне, — говорилось в ее заявлении. — Мы провели в госпитале четыре месяца, за это время ни страховая, ни представители консульства РФ ни разу не выходили со мной на связь…

Представители компании ОСАО "Ингосстрах" неоднократно… присылали мне письма о том, что все лечение и перевозка ребенка будут профинансированы за счет средств Благотворительного фонда…

За два дня до выписки из госпиталя на мое имя пришло письмо от компании "Ингосстрах". В письме говорилось о том, что я должна подписать ряд документов, которые будут опубликованы в СМИ, и только после этого я смогу рассчитывать на их помощь. Письма были мной не подписаны, поскольку их содержание противоречит какому-либо здравому смыслу.

А именно: "Я, Назарычева Л. В., выражаю благодарность компании ОСАО "Ингосстрах" за своевременно оказанную медицинскую помощь моей дочери Коновой Софии и позволяю опубликовать данную благодарность в СМИ". Все лечение осуществлялось за счет средств казны Испании, о чем мне госпиталем выдана справка… Компания "Ингосстрах" на связь со мной так и не вышла…"

Если бы такие случаи были страшными исключениями из правил! Но они, к сожалению, происходят все чаще. В конце января 2010 года 60-летний россиянин попал в индонезийскую больницу после укуса ядовитой змеи. Спустя несколько дней дочь пострадавшего не нашла другого выхода, кроме как просить помощи в интернете:

"Помогите! Мой отец Алексей Калабин умирает на острове Бали в Индонезии от укуса змеи Куфии, — говорилось в ее обращении. — Проблема в страховой компании "Ингосстрах", которой мы звоним уже двое суток подряд. Они… не перезванивают, говорят, что соединят, и не соединяют, просят, чтобы больной перезвонил им сам (что вообще является бредом, человек не может даже разговаривать). В итоге выяснилось, что для отправки… гарантийного письма (об оплате лечения по страховке. — Ред.) в госпиталь, в "Ингосстрах" надо выслать медицинский рапорт о состоянии больного с диагнозом. Причем эту информацию сообщили в госпитале, а не в страховой компании. Там вообще ничего не сообщили".

Однако, рассказала далее Анна, даже после того, как в "Ингосстрах" отправили требуемый рапорт, ничего не произошло. Представители компании пообещали связаться с индонезийским госпиталем, однако на связь так и не вышли.

Лишь после того, как история получила огласку в российских СМИ, страховая компания выпустила пресс-релиз, в котором, в частности, говорилось: "ОСАО "Ингосстрах" оплатит все расходы на лечение клиента, пострадавшего в Индонезии от укуса ядовитой змеи, в рамках полиса страхования выезжающих за рубеж…"

По итогам этой печальной истории, дочь пострадавшего заявила в интервью: "Мне страшно представить, сколько туристов пострадали от такого отношения компании, которая должна защищать их интересы и помогать в критических ситуациях. Я и муж владеем английским, у нас есть финансовая возможность звонить в Индонезию, в госпитали и посольства. Но даже сутки на телефонах нам не помогли, а ведь есть люди, которые вообще не понимают, в какой угол им бежать в такой ситуации".

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

В субботу первый заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов подтвердил в Москве журналистам приятную новость: в конце текущего года ожидается визит в столицу России главы МИД Великобритании Бориса Джонсона.

К визиту главы МИД Великобритании в РФ: почему  Лондон размораживает диалог с Москвой?
Комментарии
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Боевики ИГ* планировали взорвать Киркорова в Махачкале
Мемуары о личной жизни с Ельциным опубликовала его вдова
Стресс для женщины сродни ожирению
Одиннадцать мифов от Соединенных Штатов
Названы сроки извержения супервулкана в Йеллоустоне
Судьба курильщиков: "Надо, чтобы стало не с кем бороться"
Названы сроки извержения супервулкана в Йеллоустоне
Операция "Преемник": за что Назарбаева назвали животным
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Топ стран мира, у которых долг за 300% к ВВП
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
С чистого листа: в 2018 году начнут продавать "пустые" пачки сигарет
Следователи: Серебренников знал, что "Седьмая студия" пилит бюджеты
С чистого листа: в 2018 году начнут продавать "пустые" пачки сигарет
Болевой приём: россияне платят за половину "бесплатных" медуслуг
Пассажирский самолет нового поколения MC-21 совершил полный рейс
Теплая война и революция: как Запад надеется развалить РФ
Клинтон сравнила свое поражение с 11 сентября
Болевой приём: россияне платят за половину "бесплатных" медуслуг
Слишком опасно: правительство РФ отказалось от принудительной деофшоризации