Опустевшее время

В Киеве на 72-м году жизни скончался знаменитый советский футболист Юрий Войнов.

...Он был очень красив. Женщины оглядывались на улице по нынешнюю пору. А что бывало ранее! Вспоминаю, как малолеткой невольно подслушал на школьной лестнице интимный диалог двух старшеклассниц. Одна из девиц с восторгом вещала другой об увиденном накануне новом итальянском фильме про любовь. Особенно возбужденно докладывала о красавце-актере, исполнителе главной роли. На вопрос собеседницы, как фамилия артиста, сразу не вспомнила, залезла в школьную тетрадочку и не без труда прочитала: Марчелло Мастроянни. Ничего смешного, это, вероятно, была его первая роль на нашем экране. Но описать прелести еще не известного советским женщинам Марчелло не смогла и спаслась фразой, которую я и запомнил на всю жизнь: 'Он потрясающе красив! Как тебе объяснить, он похож на самого футболиста Войнова!' Подружка все поняла и тоже прониклась — как прониклась бы в ту пору любая ее сверстница-киевлянка.

Войнов был звездой, и не только футбольной. Вскоре напротив нашей знаменитой 45-й школы на самой древней улице Руси Владимирской (это я говорю оттого, что именно по этой улице более 1000 годков назад дружинники Владимира гнали киевлян к Днепру креститься). Так вот, напротив школы построили новый дом для непростых. И рядом с аппаратчиками из ЦК и генералами конторы поселили футболиста Войнова. Как я был горд — и горд до сей поры, что на моей родной Владимирской жили либо учились не только Булгаков, Паустовский, Вертинский и Виктор Некрасов, но и Войнов.

Еще он был красивый футболист. То есть имел собственный стиль. Играя правого полузащитника, по-старому — 'пятерку', мог нейтрализовать любую, самую звездную 'десятку'. В своей умнейшей книге 'Век футбола' Александр Палыч Нилин пеняет Войнову, что тот, дебютируя в сборной СССР, полностью закрыл московским гурманам легендарного Ференца Пушкаша, впервые приехавшего в Москву с той великой венгерской дружиной образца до 56-го года. А до того в составе 'Зенита' в контрольном матче со сборной (до Киева уроженец подмосковных Подлипок Юрий Войнов играл за Питер) он упрятал, быть может, самого техничного советского форварда Сергея Сальникова. Удачно играл Николаевич и против юного Пеле на шведском первенстве мира-58. Ведь недаром его включили в символическую сборную мира того первенства.

Но Войнов был не только разрушителем. Вместе со своим знаменитым партнером по полузащите Игорем Нетто он начинал организацию всех атак. А еще у него был фирменный удар. С носка, убойной силы, дальний, да по нижним углам ворот соперников.

В 60--61-м годах московское 'Торпедо' и киевское 'Динамо' прервали монополию 'Спартака' и яшинского 'Динамо' на борьбу за золотые медали. Это были два сезона удивительно красивого, умного футбола. Масловское 'Торпедо' Воронина, Маношина, Метревели, Иванова, Гусарова, Батанова против Вячеслав-Соловьевского 'Динамо' Лобановского, Каневского, Базилевича, Сабо, Трояновского, Бибы, Серебрянникова, но прежде всего их лидера Войнова!

Вскоре Юрий Николаевич повесит бутсы на гвоздь, попробует себя тренером. Здесь больших успехов не добьется, работая все больше с украинским провинциальными клубами. Но проявит свою третью красоту — человеческую. Это он первым протянет руку помощи Лобановскому, которого приехавший в Киев великий 'дед' Маслов поначалу уберет из основы, а затем и вовсе из команды. Войнов тогда принял одесский 'Черноморец', и строптивый рыжий играл за моряков. Он помогал еще многим. И служа тренером, и в дальнейшем футбольным чиновником. Помогал, но сам помощи не просил никогда. Не просил, когда наступили тяжелые для него и его семьи дни. Чуть более десятка лет назад в футбольном хозяйстве Украины да и России царили бесхозяйственность и анархия. Не в состоянии содержать себя и семью на нищенскую пенсию, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы, СССР и прочая, прочая, после 60 годков идет в овощную лавку подсобником. Слава Богу, к рулю динамовского, а затем и украинского футбола пришли новые люди, они и помогли Войнову вернуться к любимому делу. Будучи главным инспектором украинского профессионального футбола, он выступал редко, но его тихое и справедливое слово обычно было последним и решающим. А сам он вновь предпочитал уйти в тень. Лет этак 6--7 назад снимали мы с Нилиным фильм для НТВ о киевском 'Динамо'. Палыч не мог удержаться и все пытал Войнова, как тот переживал момент, когда Воронин выдавил его из сборной. Ю.Н. отвечал просто и искренне: 'Все нормально. Мое время ушло, Валеркино пришло'.

Теперь время Войнова ушло навсегда...

Семен Случевский
Киев

"ГАЗЕТА"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить