«АРКТИЧЕСКИЙ КОНВОЙ - 2003»: стартовала экспедиция на Новую Землю

На борту "Семежа" разместятся участники международного мемориального похода-экспедиции "Конвой 2003". Основная задача экспедиции — уточнение координат погибших в этом районе Баренцева моря судов из состава конвоя РQ-17, их обследование для оценки возможностей по подъему их фрагментов и сохранившихся грузов. Важной частью похода станет отдание почестей морякам союзных флотов. По окончании похода 25 июля в Санкт-Петербурге пройдет международная конференция, а на следующий день, объявленный "Днем Полярных Конвоев" состоится марш ветеранов по Невскому проспекту.

Цели акции: пропаганда героической истории Великой Отечественной войны и одной из ее ярких страниц — союзных конвоев, развитие традиций боевого и мирного сотрудничества моряков стран антигитлеровской коалиции, укрепление международных связей и развитие форм народной дипломатии на благо мира. Важная роль отводится и военно-патриотическому воспитанию граждан России. Первоначально акция планировалась на 2002 год, к бО-летию конвоя РQ-17, но сорвалась из-за отсутствия средств. Для реализации проекта командованием Северного флота выделено ГИСУ, оснащенное современной техникой. Министерством транспорта РФ и Морской администрацией порта Мурманск предоставлено 120 тонн топлива. Из городского бюджета Санкт-Петербурга на проведение акции выделено 880 000 рублей.

Научно-специальное и техническое обеспечение экспедиции проводится квалифицированными специалистами гидрографии и всероссийского научно-исследовательского института геологии имени А.П. Карпинского (ВСЕГЕИ) при оперативном управлении военно-морского флота. Организатором мемориального похода является санкт-петербургская региональная общественная организация (РОО) "Полярный конвой". Созданная в 1995 году и объединяющая в своих рядах ветеранов Северных конвоев, военных моряков послевоенного времени, историков, журналистов и патриотически настроенную молодежь, организация ознаменовала свою деятельность целым рядом громких общественных акций.

Среди них международные конференции "Полярный конвой -99" и "Помни "Ижору" в 2002 г. Спортивно-исторические походы на Новую Землю (2000 г.) и Северную Землю (2001 г.) по местам, связанным с боевыми действиями в Арктике. Участие в выставках "Северо-Запад"-Испепеленные войной" 1941-1945 (С.-Петербург-Архангельск), "Россия, открытая миру" (Лондон 2002 г., Москва 2002 г.). И, наконец, деятельность организации сопровождается изданием книг и монографий, созданием целого ряда фильмов, рассказывающих о героических страницах прошедшей войны.

Коллективными членами РОО "Полярный конвой", которой бессменно руководит капитан 1 ранга Юрий Александров, являются: Морской кадетский корпус им. Петра Великого, Нахимовское училище, Кронштадтский кадетский корпус, ледокол "Красин", старейшая российская паровая шхуна "Дункан" и другие. Эффективности работы "Полярного конвоя" немало способствует тесная связь с ветеранскими организациями Великобритании, США, Канады, Франции, Норвегии, а в последнее время и Германии.

Поэтому неудивительно, что участниками мемориального похода, наряду с российскими ветеранами станут и зарубежные участники конвойных операций. Британский сержант ВВС Билл Лоус — участник первого конвоя в СССР "Дервиш", прибывшего в Архангельск 31 августа 1941 г., в течение 3 лет находился в составе военной миссии, помогая летчикам Северного флота осваивать самолеты, получаемые по ленд-лизу. Канадский капитан торгового флота Хилл Вилсон, начав службу кадетом в Атлантических конвоях, провел в море 48 лет. С 1994 года — председатель национальной ассоциации ветеранов торгового флота. Коммандер ВМС США Джордж Кост в годы войны возглавлял военную команду на транспортах в составе конвоев JW-66 и RA-67, а его коллега Джордж Чемберлен — ветеран американского торгового флота и участник четырех конвоев в СССР.

Симптоматично и участие в экспедиции бывшего германского летчика Хайо Херманна, которого язык не поворачивается назвать участником конвоев, тем более, что именно их продвижению он, в составе гитлеровского Люфтваффе, активно противодействовал. Но идея примирения вполне современна, особенно сейчас, когда бывшие враги и союзники неоднократно поменялись местами. Судьба вышедшего из исландского Хвальфьорда конвоя РQ-17, на фоне которого проводится акция, является наиболее трагичной во всей героической эпопее союзных конвоев. Оставленный кораблями охранения по приказу главы британского Адмиралтейства адмирала Паунда на произвол судьбы конвой был обречен.

Из 33 судов конвоя 24 погибли в результате ударов фашистской авиации и подводных лодок, унеся на дно огромное количество военных грузов, столь необходимых нашим фронтам, и, прежде всего, в Сталинграде и блокадном Ленинграде. Конвой РQ-17 должен был доставить в СССР 297 самолетов, 584 танка, 4246 тягачей и автомобилей и другого военного снаряжения, достаточного для оснащения 50-тысячной армии.

У берегов Новой Земли в Баренцевом море, на глубинах от 40 до 80 метров лежат на дне, по архивным данным, четыре судна, одно из которых — британское (HARTLEBURY), три — американских (OLOPANA, JOHN WITHERSPOON, ALCOA RANGER). В спасении моряков с трех из них самое непосредственное участие принимал российский участник экспедиции Валентин Валентинович Дремлюг. В годы войны он служил гидрографом-навигатором на судах Ледового Патруля, который обеспечивал гидрометеорологической и ледовой информацией боевые и транспортные операции в Советской Арктике. В навигацию 1942 г. старшийлейтенант В.Дремлюг плавал на гидрографическом судне "Мурманец" (Ледовый Патруль -18) — небольшом моторно-парусном судне водоизмещением 200 тонн с экипажем 28 человек, вооруженном двумя зенитными автоматами "Эрликон". С 12 по 22 июля 1942 г. "Мурманец", по распоряжению уполномоченного ГКО, начальника Главсевморпути И.Д.Папанина занимался спасением экипажей судов конвоя РQ-17, потопленных германской авиацией и подлодками у побережья Новой земли. Было спасено 147 моряков с транспортов "Олопана" (США), "Алькоа Рейнджер" (США), "Вашинггон" (США), "Хаталбюри" (Англия) и "Паулус Поттер" (Дания).

По словам В.Дремлюга команда некоторых судов состояли более чем из 10 национальностей. Обстановка в районе спасения судов оставалась сложной, там безраздельно господствовали германские лодки. Повсюду плавали обломки судов, поверхность моря была покрыта пятнами горящей нефти. Температура воды не превышала З-5 градусов. Людей подбирали не только со спасательных и плотов, но и непосредственно из воды. Спасенными моряками были забиты матросский кубрик, все каюты, кают-компания, столовая команды и даже штурманская рубка. Передав спасенных на британское судно "Эмпайр Тайд" из состава того же РQ-17, укрывшееся в заливе Малые Кармакулы на Новой Земле, "Мурманец" тут же вступил в бой с подводной лодкой "U-601". Находясь в надводном положении, она вела обстрел полярной станции и стоявших в бухте двух самолетов ледовой разведки. Капитан "Мурманца" П.И. Котцов приказал открыть огонь из "эрликонов" по артиллеристам на палубе германской подлодки. Нескольких удачных залпов заставило подлодку погрузиться и покинуть залив. Затем "Мурманец" направился в пролив Маточкин Шар, где 18 июля с семью судами из состава РQ-17 отражал атаки германских торпедоносцев.

В ходе патрулирования в августе-сентябре 1942 г. "Мурманец" дважды уклонялся от атак подлодок, уходя в сплоченные льды и чудом избежал встречи с фашистским рейдером "Адмирал Шеер". За участие в спасении моряков конвоя РQ-17 Валентин Дремлюг получил письменную благодарность от командования ВМС США и канадской ассоциации ветеранов торгового флота. Будет что вспомнить, глядя на неласковые воды Баренцева моря, и капитану 1 ранга Анатолию Львовичу Ливщицу — участнику 23 союзных и 20 внутренних конвоев. Большую часть войны он плавал штурманом эсминцев "Разумный" и "Гремящий", по праву разделив с их героическими экипажами все успехи, а порой и неудачи. Пройдя за годы войны 96000 миль, зачастую в сложнейших штормовых условиях, он участвовал в 88 боевых походах, 15 атаках подводных лодок, в ходе которых 2 германские лодки были потоплены, а еще две повреждены.

Самое непосредственное отношение он имеет и к конвою PQ-17. На счету эсминца "Разумный" 40 спасенных британских моряков. Достойна отдельного рассказа и судьба ветерана Финской войны и союзных конвоев старейшего механика торгового флота и Гидрографии Алексея Андреевича Нахимовского. Стоит лишь заметить, что войну он закончил уже после ее формального окончания. Его пароход "Алтай" подорвался на мине на пути из Мурманска в Ригу в октябре 1945-го. Для проведения экспедиционных работ будут использованы самые современные технологии, аппаратура для высокоточного координирования, детального и площадного обследования морского дна, дешифровки и распознания обнаруженных на дне объектов с автоматическим отображением на технические носители и видеопленку. В арсенале экспедиции: магнитометр, гидролокатор бокового обзора, многолучевой эхолот, телеуправляемый подводный телевизионный аппарат, средства космической навигации и другие приборы.На всех этапах подготовки и проведения похода предусмотрено широкое освещение похода-экспедиции средствами массовой информации.

По результатам акции планируется публикация полученных материалов и создание видеофильма. По словам руководителя проекта и командира похода-экспедиции контр-адмирала Вячеслава Солодова (бывшего заместителя начальника Главного Управления Навигации и Океанографии МО РФ, а ныне — зампредседателя президиума РОО "Полярный конвой") в освещении акции примет участие германская телевизионная студия "DM Film & TV Production" (Гамбург). Ее продюсер — Беттина Кютер считает экспедицию интересным и важным событием, достойным отражения в западных СМИ. Присутствие германского участника трагических событий Х.Херманна по ее мнению будет весьма способствовать лучшему пониманию истории. Несомненно, еще более ценным участником мог бы стать капитан-лейтенант Рейнхарт Рехе — командир "U-255", чьей жертвой стали все три американских судна, затонувших у берегов Новой Земли. Но, к сожалению, ровно десять лет назад он умер. Студия намерена снять документальный фильм, который затем будет представлен на международный телевизионный рынок.

Сергей Апрелев, капитан 1 ранга, специально для ПРАВДЫ.Ру

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА по судам из состава конвоя "РQ-17", погибшим у архипелага Новая Земля, Баренцево море. (Июль 1942 года)

  1. Транспорт "HARTLEBURY", Британия, 5082 брт., 1934 г., участвовал в РQ-2, РQ-11, РQ-17, QР-3, QP.9, потоплен 07.07.1942 пл "U-355. Транспорт оказался единственной жертвой этой подлодки, пропавшей без вести 1 апреля 1944 г.
  2. 2. Транспорт "ОLOPANA", США, 6069 брт., 1920 г., участвовал в РQ-17. Потоплен 08.07.1942 пл "U-255" (командир — корветтен-капитан Р.Рехе)

3. Транспорт "JOHN WITHERSPOON", CША, 7191 брт., 1942 г.. участвовал в РQ-17. Потоплен 06.07.1942 пл "U-255" .

4. Транспорт "АLСОА RANGER ", США, 5116 брт., 1919 г., участвовал в РQ-17. Потоплен 07.07.1942 пл "U.255"

Фото www.rsia.ru

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Жителям ФРГ предлагают избрать канцлером президента РФ. Плакаты с таким призывом появились у Рейхстага перед выборами в бундестаг. Что думают об этом немцы?

Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Комментарии
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
Русский язык в Татарстане: проблем нет. Или есть?
Русский язык в Татарстане: проблем нет. Или есть?
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Уфологи предсказывают массовое нашествие НЛО на Землю
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
КНДР пригрозила США неизбежным ядерным ударом
Уфологи предсказывают массовое нашествие НЛО на Землю
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
США в сговоре с ИГИЛ: боевики Сирии хотят превратить Дейр-эз-Зор в неприступный бастион
Неуязвимые ракеты Кима
На учениях "Запад-2017" Россия применила реактивные танки
На учениях "Запад-2017" Россия применила реактивные танки
Три типа матерщинников: кто по-настоящему опасен?
Путин обратился к участникам и гостям фестиваля "Вся Россия-2017" с приветствием
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель