Автор Правда.Ру

Музей сновидений Зигмунда Фрейда отметил трехлетие

Сегодня Санкт-Петербургский Музей Сновидений Фрейда отметил свое трехлетие открытием выставки дизайн-студии "И-Дизайн". Фотография, инсталляции, объекты дизайна, объединенные общим названием "Видимо-невидимо", проявят невидимые места музея и предъявят неожиданные точки зрения на его экспозицию. Авторы экспозиции — Анастасия Голубева и Мария Горностаева — выпускницы Санкт-Петербургской Государственной Промышленной Академии им. Штиглица, дизайнеры первого российского журнала о граффити "Спрей ит", лауреаты Золотого Диплома в Москве за участие в выставке Заводной Апельсин (2002). Их творческое кредо — с помощью дизайнерских находок предоставлять зрителю возможность нового взгляда на обычную вещь.

Музей Сновидений Зигмунда Фрейда был открыт 6 ноября 1999 года к столетию публикации "Толкования сновидений" в здании Восточно-Европейского института психоанализа. Автор проекта и первый директор — Виктор Мазин. Петербургский музей создан при активном содействии Лондонского Музея Фрейда. В музее представлены теории и сновидения основателя психоанализа. Помимо образов коллекций Фрейда, в музее находятся работы Б.Лихтенберг Эттингер, Сергея Бугаева-Африки, Андрея Хлобыстина, Натальи Першиной-Якиманской (Глюкли), Григория Острецова и др.

Петербургская художественная сцена не раз демонстрировала интерес к различным нехудожественным музеям — музею антропологии и этнографии, Зоологическому музею , музею Арктики и Антарктики и др. но если обычно художники внедряют свои произведения в традиционную экспозицию подобных музеев , то Музей сновидений Фрейда при Восточно-европейском институте психоанализа представляет собой опыт создания музея художественными средствами. Его концепция принадлежат художественному критику, специалисту по теоретическому психоанализу, редактору журнала "Каби-нет" Виктору Мазяну. Экспозиция музея разработана им совместно с художником Владимиром Кустовым. Основной части музейной инсталляции предшествует адаптационное пространство, где посетители могут ознакомиться с основными вехами в жизни и творчестве основателя психоанализа. Это наиболее традиционная часть экспозиции, однако пестрые обои не то в венском, не то в советском стиле выглядят довольно-таки неожиданно в качестве фона для экспонатов, словно намекая, что психоанализ — дело семейное. Здесь же выставлены описания сновидений из "Толкованая сновидений", попарно объединенные с графическими илдюстрациями/реконструкциями Павла Пепперштейна. Эти рисунки как бы предвосхищают регрессию от слова к образу, от речи — к фантазму, которая инсценирована в основном разделе экспозиции. На всем своем протяжении экспозиционный зал разделен на три части. Центральная часть отведена зрителю, две боковые, оформленные в виде сплошных витрин — экспонатам. Среди них есть фотографии древностей и репродукции гравюр из коллекции Фрейда; цитаты из "Толкования сновидений", воспроизведенные на прозрачной основе; портреты людей, окружавших Фрейда, а также целый ряд художественных объектов. Между этими предметами размещены фрагменты зеркал, напоминающие о нарциссическом характере любого сновидения. Точное значение каждого из экспонатов известно лишь авторам музея. К тому же экспонаты расположены на разной глубине и частично перекрывают друг-друга, иллюстрируя тем самым действие механизмов сгущения и смещения.

Тем ноте значений соответствует вполне реальный полумрак, в который погружены объекты и который так не похож на ровное освещение нормального музея, напоминая скорее церковь или современную медиа-инсталляцию. И содержание, и форма подачи выставочного материала подчеркивают существенную роль, которую сыграло искусство в творчестве Фрейда. Говорят, что Фрейд дал вторую жизнь древним мифам и классическим текстам. За свою историю психоанализ не раз обращался к анализу и интерпретации произведений искусства, а язык психоанализа стал неотъемлемой частью художественной критики. На сей раз само искусство берется описывать психоанализ с помощью чисто художественных средств.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Кошачьи поцелуи и прочие нежности: как на самом деле относится к вам ваша кошка
Кошачьи поцелуи и прочие нежности: как на самом деле относится к вам ваша кошка
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Россиянам запретят превращать охоту в истязание
Литва лишится белорусского транзита в пользу России из-за "говорливых" политиков
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Су-30СМ: Фантастический трюк русских летчиков
Кравчук: Советский Союз развалили украинцы
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Россиянам запретят превращать охоту в истязание
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры