Путешествия "ПРАВДЫ.Ру": Кронштадт. По следам курсантской юности

Помнится, несколько месяцев назад, когда у нас на "ПРАВДЕ.Ру" появился первый материал известного Поморского журналиста, фотокорреспондента северодвинской газеты "Северный рабочий" Владимира Бербенца (о путешествии в Норвегию), многие удивлялись: а на фига, мол нам такие путешествия? Все равно кнопку нажал — и уже там, где захотел. Интернет-с. Однако... Чуть позже те же скептики говорили так: куда там еще вашего Бербенца занесло? Интересно все-таки. Никакой виртуал не передаст того, что чувствует сам человек в "реале". На сей раз неугомонный Владимир Бербенец ездил недалече, в Питер.

Какой же мальчишка в моем детстве не мечтал стать космонавтом, летчиком, моряком... Это теперь под влиянием родителей, особенно любимых мам, детки увиливают от военной службы. А в моем детстве-юности все было иначе. Нас ориентировали на военную службу. Мы были уверены: когда надо — защитим свою Родину. Хотелось прыгать с парашютом, охранять границу, ходить на кораблях в дальние страны...

С детства я мечтал быть моряком. В тех местах, где я рос, морским духом даже и не пахло, и это еще во сто крат усиливало восприятие морской жизни, просто дух захватывало при виде изредка появлявшихся демобилизованных мореманов. Приковывали взгляд форма одежды, тельняшка, бескозырка, брюки-клеш, веселое бесшабашное поведение самих моряков. А какие смотрели фильмы: "Мы из Кронштадта", "Корабли штурмуют бастионы", чуть позже "Командир счастливой "Щуки". Моей мечте никто не препятствовал. В призывном возрасте в военкомате я сообщил, что хочу служить на флоте. И вот он — далекий туманный Кронштадт... "Над Кронштадтом туман..."
Город Кронштадт. Знаменитый учебный отряд в/ч 09990. Школа подводников. Детской романтики немного поубавилось. Прежде чем плыть в дальние моря, нужно было еще научиться этому. Учились. Офицеры и старшины "вталкивали" в наши тогда еще наивные головы даже те знания, что ни разу не использовались на флоте. Каждодневное изучение Морского устава, боевая подготовка оставили свой след в наших душах. "Взрослеем на глазах", — говаривал в хорошем расположении духа инструктор Родионов. На строевых занятиях мы до изнеможения "тянули ножку". На соревнованиях между школами наша рота с 14-го места переместилась на 1-е. И не только в строевой, но и в боевой подготовке. Устройство подводной лодки 641-го проекта мы, кажется, изучили назубок. Двигатели 37-Д знали от огромного шатуна до маленького винтика. Владели навыками легкого водолазного дела, умели тушить пожары, заделывать пробоины в отсеках. С этими знаниями и служили три года на Северном флоте.

Прошло время, давно закончилась служба, но г. Кронштадт волнует, теребит мою душу. Сил больше нет терпеть, и я еду! В 70-е годы в Кронштадт можно было попасть только по спецпропуску и только водным транспортом. Город был закрыт. Сейчас же у станции метро "Черная речка", что в Питере, маршрутное такси за 45 минут по дамбе домчит прямо в центр города. Правда, дамба еще вовсю строится, но автомобили идут параллельным курсом — технологическая дорога. По дорожному указателю от материка до острова 17 км. КПП пустует. Здание полуразрушено. Город открыт для всех желающих. Военных секретов поубавилось, да и время другое. Но гостей-автомобилистов (как и заведено в России) встречает ГИБДД, строгий сержант Сидоров. Остров Котлин, на котором и стоит Кронштадт, слишком маленький. Его площадь менее 15 кв. километров, где-то 2х8 км. В любой конец на такси можно доехать — за восемь(!) рублей. В начале 70-х годов в городе насчитывалось всего 26 улиц, сейчас чуть больше 30, некоторым вернули исторические названия. Появился и небольшой микрорайон, построенный из красного кирпича, впрочем, как и большинство домов города. На центральных улицах много дорожной техники: стучат, роют, пилят... Идет ремонт дорог. К юбилею: в мае 2004 года Кронштадт отметит 300-летие со дня своего основания Петром I. По давней традиции в Петровском парке ровно в полдень слышен выстрел пушки, извещающий о времени. В городе много красивых скверов, памятников. И вообще там каждый камень — история. Впрочем, рассказывать о колыбели Российского флота — удел историков и экскурсоводов. Мне же не терпелось быстрей добраться до родной в/ч 09990.

На КПП дежурная, женщина, и не старший матрос, а ефрейтор... (звание не флотское), встречает с улыбкой. Вкратце сообщаю цель своего приезда. Ефрейтор понимающе кивает, берет трубку, куда-то звонит. Получив разрешение свыше, дежурная дама просит человека в штатском проводить меня по территории части! Говорят, неблагодарное дело возвращаться обратно в прошлое, туда, где память оставила свой яркий, незабываемый след прожитого. Мы идем по плацу учебного отряда, где 30 лет назад, будучи курсантами, до крови сбивали ноги на строевых занятиях. Гнетущая тишина. Не шагают в ногу курсанты, не слышно и задорных строевых песен, которые мы тогда орали в отчаянии, подымая бойцовский дух. А вот наша "Амазонка" (искусственный канал вдоль тротуара), когда-то там было чище и глубже, водилась даже рыбка "колючка", на празднике ВМФ ходили по каналу на ялах, раскрашенных рисунками злых и огнедышащих драконов, — приятное было зрелище. Сейчас "Амазонка" обмелела, забросана мусором. В районе УТС (учебно-тренировочная станция) показались два матросика. "Дяденьки, а что в этой яме раньше было?" - спрашивают, показывая на бетонное сооружение, заросшее камышами. "Как что?!" - отвечаем в один голос с моим провожатым.

Давным-давно здесь был прекрасный летний бассейн под открытым небом с чистейшей лазурной водой. И учили будущих моряков плаванию, а кто умел плавать — просто наслаждался купанием. Провожатый (как оказалось, мой ровесник и полный тезка, военнослужащий, старший мичман) более 30 лет отслужил здесь же, в 09990, инструктором. Выпустив в свет несколько тысяч курсантов, многих знает по именам, многие выпускники пишут ему письма, благодарят. А иных уже нет. Так, например, курсант Н.О. Буникашвили, которого мой новый знакомый Владимир знал лично, героически погиб на АПЛ "Комсомолец" в 1989 году в Норвежском море. "Курсант был прекрасный. Не повезло ребятам", — опустив голову, вздыхает старший мичман. В честь трагически погибших подводников, окончивших здесь учебный отряд, рядом с казармой стоит памятник с выгравированными именами на камне. Правда, смотрится он как-то нехорошо на фоне уродливого здания с забитыми жестью окнами. Медленно поднимаемся на второй этаж по износившимся до арматуры бетонным ступенькам. Боже мой! Сколько тысяч раз приходилось пулей вз летать по этим ступенькам в казарму и обратно! Теперь двери 2-го этажа закрыты на замок. А где же курсанты? Удивляясь моему вопросу, старший мичман задал встречный:
- А ты что, разве не знаешь? Войсковой части 09990 уже не существует.
- Как?!

- Нет ее, она расформирована. Знамя и документы сданы на хранение в архив. Сейчас здесь другая в/ч, если можно ее так назвать.
Только сейчас я начинаю понимать происходящее. Вот почему так нелепо, неухоженно выглядит территория бывшей знаменитой части. Асфальт на плацу выщерблен. Часть площадки, там, где мы драили побелевшую от пота робу, заняли новые хозяева под гаражи. На третьем этаже жизнь еще теплится. Дневальный нам, гражданским, почему-то отдает честь. В комнате отдыха несколько курсантов занимаются своими делами. На дежурный вопрос "Как жизнь?" отвечают: "Нормально!" Кабинет командира. Капитан 3-го ранга Анатолий Михайлович Овчарик, отслуживший 18 лет на спасательном корабле "Карпаты" и восемь месяцев в Афганистане, отнюдь не весел. Встретил нас уставшим и понурым взглядом. Казарма и кабинет для него — место службы и место отдыха. Вот уже месяц живет он там безвылазно. Власти пытаются отобрать у него квартиру. И все потому, что его жилплощадь оказалась на несколько сантиметров больше нормы. Дом же стоит у черта на куличках в г. Ломоносове, в лесу, в трехстах метрах от населенного пункта. Но самое смешное, что дом тот в документах нигде и не числится. Днюя и ночуя рядом с матросами, командир по ночам страдает, что курсанты корчатся на металлических кроватях от холода. Тепла в казарму еще не дают, а вторых одеял нет.
Из разговоров с курсантами удалось узнать, что готовят в основном кочегаров, да и то для Москвы и Подмосковья, меньший процент на надводные корабли Балтики. Меня переполняют чувства от увиденного и услышанного. В мои годы все было по-другому.

...Праздник встречи в моей душе не состоялся. Возвращаясь обратно, теперь уже из бывшей учебки, увидел два плаката, порядочно истлевших от ветра и солнца. Крылатые слова написаны на них, принадлежащие знаменитым полководцам: "Кто на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет" (А. Невский), "В России флоту — быть!" (Петр I).
Да, не один раз было такое на Руси: морские корабли топили, ломали, резали. Но флот снова и снова возрождался! Потому что не может такая великая держава, со всех сторон омываемая морями и океанами, жить без Военно-морского флота. Богатства государства оберегать нужно. Охотников поживиться на вольных просторах ох как много. Верю, надеюсь, что разделяют эти мысли и высокие государственные мужи. И, может быть, 300-летие Кронштадта станет точкой возрождения морской славы. А уж преданные и крепкие моряки сыщутся!

Владимир БЕРБЕНЕЦ, главный старшина запаса
Фото автора

Обсудить