Конфликт незрячих, Или о том, кто прав в споре чиновников и инвалидов

Красноярская краевая организация Всероссийского общества слепых (ВОС) переживает смутное время. Десятки незрячих людей уже потеряли работу. А теперь им недоступен даже отдых в кругу друзей
Здание ДК, в котором долгое время располагался Центр реабилитации инвалидов по зрению, теперь закрыто. Собственно, Дворцом культуры это можно назвать лишь с натяжкой — так, небольшая пристройка к Учебно-производственному предприятию ВОС. Именно здесь незрячие красноярцы проводили свой досуг: пели, танцевали, обсуждали последние новости и даже играли в бильярд. Они хотя бы на время забывали о своей слепоте и жили как все обычные люди. Краевое управление культуры еще в начале 90-х годов взяло на себя обязательства по выплате ВОСу аренды за помещение клуба. Благодаря этому финансовому ручейку инвалиды и устраивали массовые мероприятия. На этот счет существовал и до сих пор существует соответствующий договор. Но однажды чиновники платить отказались.

Закрытие ДК стало итогом двухлетнего конфликта между краевой организацией ВОС и управлением культуры Красноярского края. "Очевидец" уже обращался к этой теме. Писали мы и о крайне бедственном положении рабочих Учебно-производственного предприятия (УПП) общества слепых. О разрушении реабилитационной системы инвалидов. Системы, которая ничего не просила у государства и неплохо существовала за собственный счет. Чтобы это понять, лучше обратиться к истории.

Годы Советской власти

Год 1926-й. В первый день Нового года появляется Красноярская краевая организация Всероссийского общества слепых. Как известно, в годы Советской власти все создавалось не просто так, а с определенным идеологическим смыслом. В данном случае была поставлена четкая цель -- "с паперти -- на фабрики!". Инвалидов устраивали на работу, учили музыке и чтению, в общем, делали все для того, чтобы эти люди не отставали от прочих на пути к светлому будущему.

В 1951 году члены ВОСа отказались от всяческой помощи со стороны государства. Слепые вовсю трудились на учебно-производственных предприятиях. Единственное, что они имели по закону, -- льготы на проезд и налоги. Кстати, советская модель ВОС считалась лучшей в мире: шутка ли, трудоустроить 50 тысяч слепых! Западные страны косили буржуйским глазом и пытались скопировать нашу систему реабилитации инвалидов.

В 1975-м ВОС наградили орденом Трудового Красного Знамени, а в нашем крае был заложен фундамент будущего семиэтажного комплекса глазного центра имени профессора Макарова. На все про все было выделено 7 миллионов рублей, кстати, не государственных, а собственных, ВОСовских. В то же время на улице Свердловской построили два жилых дома для слепых. На УПП трудились 360 инвалидов по зрению. Они поставляли обществу постельное белье, шиферные гвозди, крышки для консервирования, верхонки и прочие важные в быту мелочи. Каждый незрячий красноярец твердо знало: для него всегда найдется рабочее место. Красноярская краевая организация ВОС курировала детские сады и школы для слепых, финансировала медицинские исследования врачей-офтальмологов.

А в начале 90-х между Красноярским краевым отделением ВОС и администрацией губернатора Зубова был заключен договор о развитии культурно-развлекательного центра для инвалидов. Краевые власти сами согласились платить правлению общества слепых арендную плату за помещение клуба. Для этих целей в проект бюджета должна была закладываться определенная сумма. На протяжении одиннадцати лет это была единственная поддержка от государства.

...И годы слепой демократии

И вдруг все изменилось. Страна пришла к великим демократическим переменам. Чиновники, погруженные в глубокие государственные думы, забыли не только о простых людях, но и о самых незащищенных слоях населения. Разоряется завод низковольтной аппаратуры, и на улице оказываются 100 инвалидов по зрению. Падает объем работ на "Красфарме" -- сокращены еще 50 человек. Учебно-производственному предприятию отказывают в госзаказах, а линию по производству гофрокоробки вообще отдают коммерсантам -- остаются без работы еще десятки слепых.

Председатель Красноярской краевой организации ВОС Владимир Сипкин каким-то чудом трудоустраивает своих подопечных хотя бы временно. А они умоляют не забывать про них, когда на горизонте забрезжит какая-нибудь работенка.

Дальше -- больше. Налоговая политика без колебаний поставила в одинаково жесткие рыночные условия предприятия инвалидов с казино, барами и прочими ООО "Малиновые пиджаки". Дабы соответствовать требованиям закона, предприятию слепых нужно повышать нормы выработки. А откуда их взять? Ведь все уже сделано для того, чтобы инвалиды остались без заказов. Перефразируя известную фразу, скажу: "Незрячий виноват уж тем, что хочется им кушать!" Им -- понятно кому.

Для сведения: ООО "Красноярское учебно-производственное предприятие ВОС" содержит всю краевую организацию общества слепых. Около 6 тысяч членов этого общества проживают в 57 районах края. Практически все мероприятия, проводимые Домом культуры инвалидов по зрению (выставки, конкурсы, фестивали), финансирует это самое предприятие. Закрыть его -- означает выгнать инвалидов на паперть. Но у нас "перед налогообложением все равны". Так кто же незрячий?

На должном уровне?

Теперь краевая организация ВОС может остаться без своего ДК. Управление культуры Красноярского края отказывается платить арендную плату. Аргумент один -- дорого. Теперь дорого. Одиннадцать лет УПП ВОС не поднимало цену за квадратный метр. И не намерено было ее поднимать. Но та самая налоговая политика, отменившая льготы учебно-производственному предприятию, вынудила пересмотреть все деловые отношения. Чтобы сохранить остатки собственной структуры, Красноярская краевая организация ВОС увеличила цену на аренду в два раза. И, конечно, экономные работники управления культуры просто перестали платить. За два года задолженность по аренде ДК составила 2 миллиона 200 тысяч. А деньги-то должны перечисляться в Москву, в головной центр Всероссийского общества слепых. Красноярским ВОСовцам пришлось затягивать ремни и платить из собственного кармана, а точнее, из бюджета на ладан дышащего предприятия. И, поскольку власть и инвалиды так и не пришли к соглашению, реабилитационный центр закрыли. Теперь незрячие красноярцы соответствуют "должному" уровню -- сидят без работы и чувствуют себя неполноценными.

Походы руководства Красноярского краевого отделения ВОС на ковер к этой самой власти пока ни к чему не привели. Культура занимается более грандиозными проектами, ей не до инвалидов. Соответствующий заместитель губернатора по-женски мягко просит УПП ВОС снизить арендную плату за клуб. Снимите, мол, последнюю рубашку, и мы пожмем друг другу руки. Неужели не видит, к кому обращается?

Комментарий заместителя начальника Управления культуры администрации Красноярского края Марии ЖДАНОВИЧ

К сожалению, в условиях сокращения финансирования краевого бюджета управление культуры, как и краевое правление общества слепых, не может позволить себе заниматься благотворительностью. Однако мы искренне пытались найти компромиссное решение, прекрасно понимая, что задолжали правлению арендную плату. Этот вопрос мы обсуждали во время трех встреч с Владимиром Сипкиным и предложили обществу слепых выплатить долг по частям. Реструктурировать задолженность председатель правления общества отказался и потребовал выплатить всю сумму сразу. Наши призывы к дальнейшим переговорам ни к чему не привели.

В результате мы уже освободили часть помещений, в которых находится клуб незрячих людей. Все его оборудование мы были вынуждены перевезти в библиотеку для инвалидов по зрению, в которой и без того достаточно тесно.
Но теперь неподалеку от библиотеки найдено помещение бывшего детского садика, куда управление культуры хотело бы перевести и ее саму, и клуб, чтобы сохранить уникальный центр реабилитации. Сейчас идут переговоры с собственниками помещения о том, чтобы перевести его из муниципальной собственности в краевую. Разместив учреждение культуры в собственном здании, мы обезопасим его от своего рода "рэкета" со стороны владельца помещения.

Необходимо отметить, что управление культуры, став арендатором клуба, допустило одну стратегическую ошибку. За собственный счет мы сделали дорогостоящий ремонт. Но он не может быть принят теперь в качестве оплаты части долга, потому что такие условия не были отражены в договоре аренды.

Комментарий председателя Красноярской краевой организации Всероссийского общества слепых Владимира СИПКИНА

Мы вынуждены были увеличить плату за аренду клуба. Получилась такая ситуация, что государство, лишая льгот наше предприятие, просит у того же предприятия предоставить льготы краевому управлению культуры. Я не могу этого сделать. Понимаете, у меня есть учредитель -- руководство Всероссийского общества слепых, которое спрашивает: "Владимир Васильевич, а почему у вас такая низкая арендная плата? Почему вы вместо 150 рублей за квадратный метр берете 75?" А чиновники, видимо, считают, что мы "заелись" не хуже олигархов. В ночном клубе "Норильского никеля" ножки стульев покрыты сусальным золотом, а лестничные перила шкурой анаконды. А мы, чтобы привести в порядок и немножко подремонтировать наш центр реабилитации, расплачиваемся своим постельным бельем. И никогда не сможем конкурировать со здоровыми людьми!

А в это время у нас:

* В Екатеринбурге идет массовое трудоустройство слабовидящих горожан. В основном на должность телефонных диспетчеров на предприятия и в организации. Незрячие сотрудники застрахованы от обмана со стороны работодателя трудовыми договорами.

* В Курской областной Думе принят закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Каждая организация численностью не менее 30 сотрудников должна выделить 3% рабочих мест для людей с ограниченными возможностями и создать условия для их деятельности. Либо платить ежемесячно за каждого нетрудоустроенного инвалида взнос, равный прожиточному минимуму. Эти деньги будут идти на поддержку социально нуждающихся людей.

* Депутаты Владимирского горсовета проголосовали за "Программу социальной защиты инвалидов" на ближайшие три года. Финансироваться она будет из городского бюджета и за счет привлеченных спонсорских средств. На каждый год планируется выделять по 2 с небольшим миллиона рублей. Деньги пойдут на информационное и правовое обеспечение инвалидов, материальную поддержку нуждающихся, реабилитационные мероприятия.

* В Иркутске стартовал новый социальный проект -- специальное такси для людей с ограниченными возможностями. Теперь, чтобы в считанные минуты добраться до больницы, аптеки или родственников, достаточно просто позвонить по телефону. Обслуживает инвалидов специальный автомобиль. Совершенно бесплатно.

Даже так бывает!

В зоопарке Дуэ-ля-Фонтэн на северо-западе Франции для удобства незрячих посетителей установлены деревянные скульптуры животных. Скульптуры расположены рядом со звериными клетками. Это было придумано после того, как двенадцатилетняя слепая девочка подружилась с жирафом. После смерти животного руководство зоопарка решило не только заменить его скульптурой, но и оборудовать целый "осязательный маршрут" для незрячих.

Бакурина Анастасия

Источник: Очевидец "> Очевидец