Невостребованные дипломы

Девальвация высшего образования под лозунгом всеобщего "делания денег"
Помнится, в советские времена в системе высшего да и среднего образования существовало распределение. Выпускники вузов, хотели они того или нет, обязаны были отработать два года в определенной организации или на предприятии.

В сущности, разнарядка эта касалась чаще всего нерасторопных дипломников и совершеннейших пофигистов. Все другие, заранее подсуетившись, еще во время учебы заводили знакомства на местах будущего трудоустройства. А к моменту получения диплома твердо знали, где будут работать. В деревню, конечно, мало кому хотелось ехать, но система работала. Другое дело, что по прошествии пары лет те же сельские учителя искали себе долю получше, но на смену им уже готовили новые кадры.

В годы перестройки произошла своеобразная девальвация высшего образования под лозунгом всеобщего делания денег. Для чего, как известно, требовалась высшая сообразительность. Однако и это прошло. Образование опять в почете, но вот что странно. Наличие дипломированных выпускников никоим образом не связано с их наличием на вакантных рабочих местах. В первую очередь это касается педагогов. По наблюдениям заместителя начальника управления образования Зои Редько, только пятая часть выпускников вузов работает по специальности. Выходит, подавляющая часть нынешних студентов учится, заранее зная, что диплом им нужен так, на всякий случай.

Сегодня в школах города не хватает преподавателей английского языка, истории, основ безопасности жизни. При том что в этом году принято на работу в три раза больше молодых специалистов, чем в прошлые – 162 человека. Тем не менее потребность города в учителях так и не закрыта.

Есть и более впечатляющие цифры. В этом году пединститут подготовил 306 выпускников дневного отделения, 310 – заочного. Из них остались работать в челнинских школах 105. Можно, конечно, предположить, что часть других уехала работать в другие районы Татарстана и России. Но поверить в это трудно.

Схожая ситуация и в КамПИ. Созданный когда-то для подготовки квалифицированных кадров для КАМАЗа, институт сейчас явно работает в режиме перепроизводства. Это касается и ряда других вузов и их филиалов, работающих на платной основе. Казалось быть, ну и бог с ними, люди оплатили свое обучение и вольны приобретать профессию по душе. Однако, по мнению заместителя начальника ГУО по кадрам Ильдара Яруллина, сегодня идет перенасыщение рынка труда менеджерами, экономистами, юристами. Большинство из них останется невостребованными. Вопросы трудоустройства выпускников коммерческих вузов волнуют учредителей меньше всего. С их точки зрения, вуз – это предприятие для зарабатывания денег, как бы цинично это ни звучало.

С будущего года Министерство образования России намерено разработать жесткий механизм регулирования распределения и востребованности молодых специалистов. По всей видимости, он включит в себя систему трехсторонних договоров: предприятие – вуз – студент с тем, чтобы деньги, потраченные на образование, не были выброшены на ветер в виде дипломов на всякий случай. Определенные шаги в деле привлечения в те же школы молодых преподавателей делаются и в нашем городе. Так, хорошим стимулом стало прошлогоднее распределение квартир среди семей молодых преподавателей. Глава Рашит Хамадеев выдвинул идею о 30-процентной надбавке к зарплате молодым специалистам, приходящим в школу. Хотя бы этим можно заманить вчерашних студентов в школу.

Сергей АЛПАТОВ, "Вечерние Челны"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить