ЦЗЮ согласился поработать с братьями КЛИЧКО: Научу их правильно готовиться к бою

Мне до недавнего времени казалось, что такие страсти, как те, что разгорелись вокруг состоявшегося 21 июня боя Леннокса Льюиса с Виталием Кличко, может вызывать футбол, только футбол, и ничего, кроме футбола. Оказывается, нет — бокс тоже способен пробуждать не менее бурные чувства. Тем более если в поединке, которого все постсоветское пространство ждало много лет, хватало спорных моментов, требующих серьезного анализа.

Свое мнение по их поводу я уже высказал. А сегодня хочу дать слово тем, кто знает о боксе гораздо больше меня. Это Игорь ШАФЕР , менеджер сильнейшей в России санкт-петербургской профессиональной команды, абсолютный чемпион мира в первом полусреднем весе (до 63,5 кг) Константин ЦЗЮ , выдающийся тяжеловес 70-х, который дважды победил трехкратного олимпийского чемпиона Теофило Стивенсона, Игорь ВЫСОЦКИЙ и Виктор РЫБАКОВ , двукратный чемпион Европы и бронзовый призер московской Олимпиады, ныне — вице-президент Федерации любительского бокса России. Всех я попросил ответить на одни и те же вопросы:

1. Правильно ли поступил врач, остановив бой?

Шафер: — Разумеется, с такой травмой нельзя продолжать бой. Тем более если она в столь опасном месте, как веко.

Цзю: — Конечно, правильно. Я даже считаю, что бой могли бы остановить и раньше.

Высоцкий: — Я сам "рассекался" очень много, и мне отлично известно, что это такое. У Кличко же треугольный кусок ткани был вырван, так что бой остановили совершенно правильно.

Рыбаков: — Совершенно правильно. Мы хорошо знаем, чем заканчивается продолжение боя с такой травмой — серьезным повреждением глаза. Мне кажется, что остановить встречу можно было и пораньше.

2. Как, на ваш взгляд, Льюис нанес травму Кличко — законным ударом кулаком или незаконным ударом головой?

Шафер: — Мне никак не показалось, что Кличко получил травму от удара головой. Был хороший удар справа, вот и все.

Цзю: — Кличко получил рассечение от руки, а не от головы. По крайней мере я увидел именно это. Льюис провел хорошую двойку, и рана открылась после удара справа.

Высоцкий: — Не заметил я в начале третьего раунда, чтобы Льюис ударил Кличко головой. Три раза видеозапись просмотрел, но так и не увидел. Прижимались они головами друг к другу в разных эпизодах — это да, но чтобы бились головами — такого не было. Если два таких бугая столкнутся лбами, то хотя бы одна голова точно отлетит. Ничего подобного там не было. Был только удар справа, после которого кровь и пошла. Ну и потом Леннокс еще несколько раз попал, и справа, и слева. (Игорь Высоцкий еще раз во время нашего разговора просмотрел весь третий раунд, а его ключевые моменты — по кадрам. — А.Б.)

Рыбаков: — Не стану ничего утверждать, так как под рукой нет видеозаписи, а просто так говорить что-то не хочу.

3. Кто больше выиграл от остановки боя?

Шафер: — Кличко. Ему сохранили глаз. От такой травмы запросто можно потерять глаз.

Цзю: — Здесь тот самый случай, когда правила вступили в противоречие со справедливостью. По справедливости, победу надо было отдать Кличко. По правилам — ее присудили Льюису. Виталий на момент остановки выигрывал по очкам, но с такой травмой нельзя продолжать боксировать. (Костя ответил не совсем на мой вопрос, но я не стал больше допытываться, так как мне очень понравился ответ. — Прим. А.Б.).

Высоцкий: — Это с чьей стороны посмотреть. По итогам шести раундов Льюис, конечно, не выиграл, так что вроде бы ему было выгодно, что бой остановили. С другой стороны, он ведь мог Кличко просто покалечить, и в этом смысле Виталию тоже, можно сказать, повезло.

Рыбаков: — Я думаю, что больше от остановки боя выиграл Кличко. Он все равно не победил бы в этом поединке (Рыбаков преждевременно ответил на следующий вопрос, но я не стал его прерывать, а потом вернулся к этой теме снова. — Прим. А.Б.).

4. Кто победил бы, если бы Виталий не получил травму?

Шафер: — Льюис. Кличко начал пропускать сильные удары, например, мощный правой снизу. Да и слева тоже ему досталось. Так что, думаю, во второй половине боя все встало бы на свои места.

Цзю: — Льюис начал перехватывать инициативу. Стал сказываться его опыт. Леннокс уже очень много лет сражается с сильными соперниками, это и дало себя знать. Если бы Виталий не получил травму и бой продолжился, то я расценил бы шансы, как 3-2 в пользу Льюиса.

Высоцкий: — Льюис только начал приходить в себя и по-настоящему боксировать. В шестом раунде у него наконец стало что-то получаться. Мне кажется, что в итоге все равно победил бы Льюис. За исключением того случая во втором раунде, когда Ленноксу серьезно перепало, он на удары Кличко почти не обращал внимания. Ну попадает — и попадает, а он в ответ снова прет вперед. Мне показалось, что у Виталия нет сильного останавливающего удара, иначе Ленноксу могло бы туго прийтись.

Рыбаков: — Был один момент, когда Льюис достал Кличко ударом справа снизу. Если бы он его еще раз так достал, все было бы кончено. Как я уже сказал, на мой взгляд, все равно победил бы Льюис, хотя он и показал всего процентов 30 от того, что может.

5. Как вы оцениваете действия Кличко в этом бою?

Шафер: — В этом бою Виталий проявил настоящий характер, чего я, честно говоря, не ожидал.

Цзю: — Виталий впервые проводил бой такого высокого уровня. До этого что-то отдаленно похожее было у него лишь во встрече с Крисом Бердом. Может быть, в бою с Льюисом дало себя знать волнение. В общем, мне кажется, что Кличко выступил не лучшим образом. В его действиях была видна неуверенность. Прежде всего в собственных силах. Да и технический арсенал у него не слишком богатый. Плюс Виталий не использует до конца свой огромный потенциал. Мне кажется, что оба брата Кличко не совсем правильно тренируются, неправильно готовятся к боям. По-моему, им достаточно было бы разок приехать в мой тренировочный лагерь, чтобы узнать, как надо готовиться к матчу. Я с удовольствием поработаю с ними. Ко мне приезжают ребята из Комсомольска, и видно, как растет их класс. Прежде всего уверенность в себе появляется.

Высоцкий: — Мужество у Кличко есть, этого не отнять, а вот технику можно было бы и улучшить.

Рыбаков: — Здесь надо говорить не столько о том, как хорош был Кличко, сколько о том, как плох был Льюис. Вообще Кличко прилично выглядит главным образом потому, что другие молодые и относительно молодые тяжеловесы выглядят совсем неважно. Кличко по-настоящему здорово бил только правый прямой. А где у него серии хотя бы из трех ударов? Где разнообразие? Ну хотя бы взял да по печени сильно засадил, так и этого не было.

6. Как вы оцениваете действия Льюиса в этом бою?

Шафер: — Льюис боксировал гораздо ниже своего уровня. Похоже, он был не готов к бою. Леннокс плохо чувствовал дистанцию, чего с ним раньше не случалось. Это говорит о том, что у него было мало спарринговой практики. Может быть, так вышло потому, что он настраивался на поединок с Кирком Джонсоном, но тот получил травму, и Льюису пришлось встретиться с Кличко. Допускаю, что Леннокс оказался психологически не готов к такой замене. Ну и, наконец, отнюдь не исключаю того, что он просто состарился. Когда Льюис дрался с Тайсоном и Рахманом, он был совершенно сухой, а сейчас весил больше, чем Кличко, хотя тот выше ростом.

Цзю: — До того, как я увидел их на взвешивании, шансы Леннокса расценивались мною гораздо выше, чем шансы Кличко. Но Льюис оказался слишком тяжелым, и мое мнение изменилось. Когда они вышли на ринг, я снова отдал предпочтение британцу. Потом, когда Кличко принялся его бомбить, я опять перешел на сторону Виталия. Затем бой стал выравниваться... Такая непредсказуемость и делает бокс очень притягательным. Вообще мне не кажется, что Леннокс внезапно состарился. Он был тяжелее, чем обычно, от этого жестче, чем обычно, и медленнее, чем обычно. В целом готов Льюис был не лучшим образом.

Высоцкий: — Сейчас много говорят о том, что Льюис плохо выглядел в этом бою. Я считаю, что он просто не настроился на поединок, расслабился слишком. Думал: выйду — шапками закидаю. А не получилось. У меня у самого так случалось. Только у нас времени на то, чтобы очухаться, было куда меньше: глядь — уже третий раунд... А здесь Льюис начал потихоньку перестраиваться по ходу боя. 1де-то в пятом раунде у него уже стало что-то получаться, а в шестом он вообще выглядел нормально.

Рыбаков: — Льюис уже совсем не тот, что раньше. Недавно показывали его второй бой с Макколлом. Леннокс же тогда был гораздо быстрее, а теперь у него осталась только мощь ударов. И еще он был куда осторожнее. В том же бою с Макколлом, когда тот всем своим видом показывал, что не хочет боксировать, отворачивался, уходил, Льюис все равно не рисковал: а вдруг там засада? Что касается Кличко, то у Леннокса, похоже, не было никакой информации о нем, потому он и думал, что, как только попадет пару раз, Кличко сломается. А тот взял и выдержал. Поэтому Льюис изменил своему стилю и принялся размахивать руками, а это не его бокс. Он же отлично бьет издалека и очень неожиданно — правой снизу. Льюис обычно идет вперед только тогда, когда на сто процентов уверен, что ничего не получит в ответ. Почему он этот бой так провел? Тут несколько причин. Во-первых, от него, как я уже говорил, не так много осталось, а во-вторых, он явно недооценил Кличко. Он считал, что Виталий — это парень из Европы, в которого стоит только сильно попасть, как он упадет и больше не встанет. А когда понял свою ошибку, перестроиться не смог. Пошел вперед и стал вязнуть в длинных руках Кличко. Если бы он чувствовал дистанцию, как раньше, то бил бы издалека. А дистанцию плохо чувствовал потому, что изменил самому себе и боксировал не в своей манере. Изюминка Льюиса заключается в том, что он боится. Я не хочу сказать, что он трус, как это часто делали. На таком уровне трусов не бывает. Но он опасается соперника. Он никогда просто так не идет вперед. Он боится ударов, и в этом его сила. В него трудно было попасть. Он не принимал активный бой и при этом прекрасно чувствовал соперника, ловил момент и бил, когда был уверен, что тот не сможет ответить то ли потому, что выдохся, то ли потому, что неудобно стоял... Как правило, у него это получалось. А с Кличко он старался бить первым и сильно, потому бой у него и не задался.

7. Каков ваш прогноз на матч-реванш, если он состоится?

Шафер: — Льюис победит нокаутом.

Цзю: — Думаю, победит Кличко. Его уверенность в себе и в своих силах очень возросла. Виталий увидел, что он вышел на новый уровень, убедился в том, что и с большими чемпионами можно запросто боксировать. Думаю, Кличко уверен в том, что он фактически выиграл первый бой, и теперь ему нужно только довести начатое до конца. Я сравниваю данные Кличко и Льюиса, их мотивацию, желание выступать, стремление что-то доказать. Льюису уже доказывать нечего, а Кличко — есть. Учитывая все это, я считаю, что выиграет Кличко.

Высоцкий: — Я практически полностью уверен в победе Льюиса.

Рыбаков: — На данном этапе Льюис сильнее. Вообще в тяжелом весе налицо серьезный кризис. Все лучшие боксеры — старики: Льюис, Тайсон, Холифилд скоро уйдут. На фоне остальных Кличко смотрится неплохо. А самый сильный из этих остальных — Рой Джонс, я в этом глубоко убежден, хотя он не тяжеловес по своим данным. У Льюиса Рой, может быть, и не выиграет, а вот у Кличко с его стилем в бою против Джонса шансов, по-моему, нет. Тот сначала за счет своей хитрости и передвижений раскрутит Виталия, запутает, а потом будет обыгрывать.

ЛЬЮИС И КЛИЧКО ПОСЛЕ БОЯ

Я уже писал о том, что, как только закончился бой Леннокса с Виталием, многие американские эксперты принялись пересматривать не только перспективы Льюиса, но и его прошлое, переосмысливать место британца в истории бокса. Начала это солиднейшая The New York Times, a по ее стопам пошли другие издания, как столь же солидные, так и куда менее. Итог этим рассуждениям подвел известный обозреватель телеканала ESPN Крис Маккендри: "В субботу вечером (то есть когда состоялся его бой с Кличко. — Прим. А.Б.) Льюис потерял право на то, чтобы его когда-нибудь назвали великим".

Британская газета Observer с чисто английским ехидством писала по этому поводу: "Американские критики обрушились на Льюиса с тем же упоением, с каким раньше чихвостили коммунистов".

Безотносительно того, великий Льюис боксер или просто выдающийся, такую логику я , как говорят в Америке, "не покупаю", тем более что в определенных случаях ее не покупают и сами американцы. Хотя всегда охотно "продают", когда дело касается иностранцев.

15 февраля 1978 года 36-летний Мохаммед Али проиграл титул чемпиона мира в тяжелом весе Леону Спинксу, который проводил свой лишь восьмой (!) профессиональный бой. Кроме того, Спинкc еще и весил меньше 90 кг и среди тяжеловесов смотрелся явным недомерком. То есть был далеко не Виталий Кличко. И вот этому боксеру проиграл великий Али. И как проиграл! Анджело Данди, тренер Мохаммеда, вспоминая тот день, сказал: "У него тогда не получалось ничего". 37-летний Льюис по сравнению с 36-летним Али — просто огурчик. И если следовать сегодняшней логике американской прессы, то какой же тогда Али великий?

Однако на основании боя со Спинксом никто и не думал пересматривать место Али в истории. Сразу стало ясно то, что так непонятно сейчас в случае с Льюисом: Али просто забыл толком потренироваться, он совершенно не настроился на бой со Спинксом, ему вообще уже много лет, и пора на покой. Но Али был свой, а Льюис — чужой. Для чужака же и стандарт другой, пожестче. И без права реабилитации.

Что касается Виталия Кличко, то те же самые американские обозреватели, которые пересматривают сейчас будущее и прошлое Леннокса Льюиса, пересматривают и будущее с прошлым украинца. До сих пор для многих за океаном он был лишь боксером, который отказался продолжать бой с Крисом Бердом. На основании чего многие сделали выводы столь оскорбительные и объективно ложные, что их не хочется даже повторять. Тем более что сейчас это жаждут забыть даже сами авторы.

Итак, прошлое Виталия пересмотрено. Теперь все понимают, что если такой человек отказался продолжить бой, то, значит, скорее всего, никто на его месте не смог бы этого сделать. Его мужество больше под сомнение не ставится, что стало одним из главных итогов матча. Переоценены и перспективы Виталия. Он больше не тень своего брата Владимира, не один из братьев Кличко, а "тот самый Кличко".

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

Источник:
"Спорт-Экспресс"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить