Живые души

В ближайшее недели, а может, и дни будут обнародованы официальные итоги "главного события 2002 года" - Всероссийской переписи населения. И тогда для государственных органов, с государственных позиций возникнет необходимость оценить происходящее в Москве.
Впрочем, неофициальные, предварительные итоги мэр города Юрий Лужков уже лично доложил Владимиру Путину 15 ноября 2002 года. Эти цифры уже сейчас дают основания задуматься и разбираться, куда и почему движется Москва, почему за десятилетие правления Лужкова так укрепилась теневая сторона городской экономики, политики, социальной сферы.
Градоначальник доложил Президенту, что по предварительным итогам постоянное население Москвы составляет 10,4 млн. человек, и еще около 3 млн. человек постоянно приезжают или уезжают из города.

Итоги переписи естественным образом вызывают минимум две группы вопросов.
1. Насколько московская власть эффективно управляет городом, и как она "управляет" почти тремя миллионами постоянных жителей, о существовании которых, до недавнего времени, если верить официальным документам и реляциям, не подозревала и не хотела знать? Неожиданно появившиеся по итогам переписи миллионы горожан, до того времени скромно стоявшие "скелетами в шкафу" московской системы городской экономики и власти, безгласно вопрошают: "Юрьмихалыч! Мы для вас существуем, или как? Или где?".
Действительно, если примерять успехи московской власти не на 8,6 млн. человек, как это делалось до настоящего времени, а на фактическую численность постоянно проживающего населения — 10,4 млн. человек, то цифры достижений (в пересчете на 1 человека) будут иными. А многие "достижения" перестанут быть таковыми и перейдут в число заметных недоработок городской власти, в том числе социально-демографические последствия жилищного строительства. Убийственная фраза Лужкова, обращенная недавно к строителям: "Работаете Вы хорошо. Но дальше так работать нельзя!",- приобретает более зловещий смысл. Перепись реально показала, что строители, отдавая на нужды очередников десятую часть построенного жилья, способствуют безудержному, нерегулируемому притоку жителей города на постоянное проживание.

2. Поговорим сейчас более подробно о некоторых аспектах второй группы вопросов, которые заставляют поставить под сомнение не просто успех отдельных важных городских программ, но и легитимность московской власти, а значит и законность многого из того, что принято пока считать законным.
Не обойти и вопрос о том, насколько случайной была, до проведения этой переписи, "потеря" городскими властями в своей статистике миллионов горожан. Любопытно, что менее чем за год до переписи проходили выборы в городской парламент — Московскую городскую Думу и власти не видели (не хотели видеть?) миллионы неучтенных избирателей.
Сразу же после переписи, в конце октября 2002 года, когда на заседании Правительства города обсуждались поправки к проекту городского закона о выборах, Лужков, беря во внимание значительный рост вновь выявленных избирателей, отметил, что необходимо совместно с Центризбиркомом образовать в городе 2 новых избирательных участка по выборам в Государственную Думу... Получается что теперь мертвые души московской избирательной системы придется легализовать? О "мертвых душах" это не образное сравнение. Год назад Мосгорсуд рассматривал иск кандидата в депутаты Мосгордумы Владимира Костюченко, ветерана Афганистана. Как писали СМИ из зала суда, только в одном районе Кузьминки, входящим в округ где он избирался, за несколько дней до выборов исключили из списков более 4 тысяч 200 избирателей. "Возможно, они умерли",- услышал истец в самом справедливом к москвовской власти Мосгорсуде... Поэтому вопрос: "Юрьмихалыч! Мы для вас существуем, или как? Или где?" более чем уместен в сложившейся ситуации. Так же, как и вопрос: "А состоялись ли выборы Мосгордумы в декабре 2001 года, была ли достигнута на большинстве участков необходимая явка?".
До сих пор московские власти, если посмотреть на официальный сервер Правительства Москвы, указывают, что численность населения Москвы составляет 8,54 млн. человек. Нетрудно высчитать разницу в процентах между этой цифрой и той, которую по предварительным результатам переписи Лужков сообщал Путину. И еще несколько официальных цифр. Мосгоризбирком, подведя итоги выборов в Мосгордуму сообщил, что проголосовало 2 млн. 95 тыс. 74 избирателя, что составило 30,47 % от списка, которым они тогда пользовались. Элементарные арифметические подсчеты позволяют сказать, что в целом по городу едва-едва общая явка превысила необходимые 25 процентов (превышение в лучшем случае на 0.2%), а по большинству избирательных округов выборы, если бы учет был столь же полным как в дни переписи, следовало бы признать несостоявшимися. Ответ на эти вопросы могут и должны дать компетентные органы.
Нелигитимность Мосгордумы уже однажды была установлена Верховным Судом, — в декабре 1997 года, за 2 дня до предыдущих выборов... Тогда суд признал незаконным продление полномочий Мосгордумы, которую московские власти осуществили без проведения выборов осенью 1995 года. Несколько месяцев назад суд признал незаконным и не подлежащим применению некоторые важные статьи городского законодательства о выборах, которыми руководствовались избирательные комиссии на последних выборах...
Но вернемся к численности, к спискам избирателей. За составление списков избирателей и за проведение переписи в 2002 году в Москве официально в городе отвечает одно и то же лицо — вице-премьер правительства Москвы Анатолий Петров. Надо ли разъяснять, что как минимум одно из двух важнейших дел он провалил? Совершенно очевидно, что следует признавать или незаконными выборы в Мосгордуму в декабре 2001 года, или полный провел "главного дела 2002 года — Всероссийской переписи населения", подготовка и проведение которой в Москве обошлась налогоплательщикам в сотни миллионов рублей...
По мнению экспертов, цифра постоянно проживающего в Москве населения по результатам переписи в большей степени соответствует реальности, нежели цифра используемая в избирательных списках. Не случайно ПРАВДА.Ру осенью 2001 года отмечала странные расхождения в численности населения в избирательном округе депутата Д.Катаева. Депутат, руководствуясь принципом "доверяй, но проверяй" направил перед утверждением границ избирательных участков запрос в паспортные столы районов своего округа и выяснилось, что проживает там значительно больше, чем учитывается в данных Мосгоризбиркома. "Мертвые души" при феноменально низкой явке позволяют проводить в депутаты тех, кто не вызывает аллергию московских властей неудобными вопросами и запросами. Избиркомовские технологии с традиционно "своими" членами комиссий хорошо отработаны. Например, вычеркивая в Кузьминках убывших — "умерших" комиссии не имели официальных документов кого и на основании чего они исключают из списков... А при переписи произошел естественный "сбой", так как и переписные бланки строго учитывались и количество привлеченных к переписи плохо контролируемых студентов было огромным. Поэтому эксперты и считают, что перепись в большей степени отражает численность населения. Тут Лужков Путина не обманул, растет Москва не по дням, а по часам...

Сейчас трудно предположить какие выводы, оргвыводы, изменения границ избирательных участков, судебные иски и прочее последуют (или не последуют) после официального обнародования итогов переписи. В любом случае можно говорить, что московская власть, строго руководствуясь рекламным лозунгом переписи, "вписала себя в историю". Может даже влипла в историю. Но история, как справедливо пишет в своей книге "Возобновление истории" Ю.М.Лужков, не может не возобновиться и "мы должны сознательно сформулировать и выбрать стратегию развития".
Перед этим нам предстоит реально уяснить в каком городе мы живем, что есть Москва при Лужкове и что надо сделать чтобы МОСКВА ПОСЛЕ ЛУЖКОВА стала более открытой, демократичной, прозрачной безопасной и менее коррумпированной, чтобы новации московских властей не признавались международными организациями как нелепые и идиотские. Итоги переписи показали полную неэффективность этих идиотских мер...
Пока же к городу очень применима следующая мысль Лужкова из вышеназванной книги: "Мы видим как бы двухсоставную структуру власти. На поверхности — выборность, прозрачность, подотчетность, подкотрольность — все что полагается. Но за каждым стратегически важным решением просматриваются другие, скрытые структуры. Или, говоря иначе, нынешняя постдемократия — это такое устройство, где всю работу по зомбированию массового человека и обеспечению устойчивости властей берет на себя невидимая элита". Трудно возразить этим правильным оценкам Лужкова. Дело за выводами и реальными мерами пока еще видимых элит и федеральных правоохранительных органов.

От редакции:
Редакция поддерживает позицию автора о необходимости государственным органам с государственных позиций ответить на некоторые вопросы, вызванные значительными расхождениями между официальной статистикой и итогами переписи в Москве. Это не только проблема легитимности московской власти и принимаемых решений, авторитета этой власти, но и вопрос безопасности москвичей над жизнью и деятельностью которых довлеет двухмиллионная непонятно кем регулируемая и управляемая масса.

Просим данную публикацию считать официальным редакционным запросом в МВД РФ, Генпрокуратуру и Центризбирком.

Редакция, в соответствии с законом о СМИ, просит МВД РФ предоставить следующую информацию:
Какова официальная численность постоянно проживающего в Москве населения, в том числе избирательного возраста (старше 18 лет), по данным паспортного учета в октябре, ноябре, декабре 2001 года и в октябре 2002 года?

Редакция просит, в соответствии с законом о СМИ, Генерального Прокуратура РФ провести проверку соответствия фактически определенной по данным Мосгоризбиркома численности избирателей в районах города Москвы при выборах в Мосгордуму в декабре 2001 года тем данным, которые имелись в ГУВД и предоставлялись в Мосгоризбирком, а также основания по которым из списков избирателей исключались накануне выборов тысячи человек. По итогам проверки, и с учетом вновь открытых обстоятельств, просим сделать вывод о том состоялись ли выборы Мосгордумы в декабре 2001 года, была ли достигнута на большинстве участков необходимая явка.

Редакция просит Центризбирком рассмотреть вопросы:
- о числе избирателей в городе Москве в 2003 году и соответствии этого числа избирателей числу избирательных участков в Государственную Думу;
- соответствия границ избирательных участков по Москве числу избирателей проживающих на этих участках.

Юрий Загребной,
(депутат Мосгордумы прошлого созыва, сегодня — советник председателя Счетной палаты г.Москвы).

"Независимое обозрение"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить