«Мы чувствовали за спиной энергетику 115 миллионов человек»

Пока россияне празднуют победу Сочи в олимпийской гонке, чиновники проясняют финансовые детали проекта. На создание инфраструктуры и сооружений выделят 11 млрд. долларов. Впрочем, все подчеркивают, что главное – не деньги, а престиж страны.

В ночь с 4 на 5 июля в Гватемале Международный олимпийский комитет сделал выбор в пользу России. Местом проведения зимних Олимпийских игр 2014 года был назван Сочи. Владимир Путин лично презентовал Сочи на английском и французском языках, сказав: «Мы сделаем все возможное для того, чтобы пребывание олимпийцев и параолимпийцев, зрителей, журналистов и гостей Сочи было безопасным и доставило им удовольствие и приятные воспоминания. Сочи - уникальное место. На побережье вы можете наслаждаться прекрасным весенним днем, в то время как в горах – настоящая зима. Я там катался на лыжах шесть или семь недель назад и могу вам точно сказать - настоящий снег гарантирован. Древние греки жили как раз в окрестностях нынешнего Сочи, там я увидел камень, к которому, как гласит легенда, был приковал Прометей. Именно Прометей, как мы помним, дал людям огонь, который стал огнем Олимпиады».

Кроме того, российский президент пообещал отказаться от ограничений на минимальный срок пребывания делегаций и гарантировал, что пробок на дорогах не будет точно.

Конечно, Россия прошла тернистый путь для достижения такой цели. В первом туре голосования Сочи шел вторым, уступая два голоса Пхенчхану, но опережая Зальцбург со счетом 34:36:25. Вице-премьер РФ Александр Жуков совершенно даже назвал результат первого тура «близким к катастрофе».

Зато в решающем туре на право проведения Белой Олимпиады Сочи обошел корейского соперника со счетом 51:47. В Гватемалу на презентации заявок своих кандидатов приехали и федеральный канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр, и корейский президент Но Му Хен, однако именно выступление Путина произвело наибольшее впечатление. Олимпиаду в Сочи президент РФ назвал «мечтой всех россиян».

Да и сама заявка Сочи смотрелась весьма достойно. Такой крупной международной пиар-компании Россия, пожалуй, не проводила еще никогда. Необходимо было не только убедить членов МОК, но и создать позитивный образ страны в глазах всего мира. То есть решалось сразу две задачи: по продвижению заявки Сочи и улучшению имиджа России в условиях сложной политической обстановки.

Цели амбициозные, но обещающие многократно оправдать себя. По словам генерального директора «Заявочного комитета Сочи-2014» Дмитрия Чернышенко на подготовку и продвижение заявки было затрачено 27,5 миллионов долларов: «в эту сумму включена оплата экспертов-консультантов, создание Заявочной книги, маркетинговый бюджет и российской, и международной компании».

Изначальным минусом для нашей стороны был тот факт, что спортивная инфраструктура Сочи, несмотря на всю уникальность природного ландшафта, развита мало. Но для России это не показалось существенным препятствием. Для отстройки двух сказочных спортивных комплексов (одного на черноморском побережье, другого – в горной местности, соединенных скоростной автострадой) вице-премьер Александр Жуков пообещал выделить ни много, ни мало 11 миллиардов долларов. Но проведение Игр – «это не вопрос денег». «Это настолько важно для нашей страны. Мы чувствовали за спиной энергетику 115 миллионов человек», - заявил глава Минэкономразвития РФ Герман Греф.

И все же, как ожидается, только налоги от эксплуатации зданий дадут в бюджет государства порядка 300 млрд. рублей в последующие 10 лет. Конечно, это не основная статья доходов от Олимпийских игр. Основной доход приносят телетрансляции (ведь только в России, как ожидается, Игры будет смотреть не менее 120 млн. человек). А веб-сайт Игр-2006 посетили 50 миллионов человек. Другим немаловажны источником были и остаются инвестиции частных компаний, заинтересованных в своей рекламе.

И все же для подавляющего большинства людей Олимпиада никак не ассоциируется с деньгами. Это, прежде всего, событие, позволяющее испытывать гордость за свою страну, которое остается в памяти людей на долгие годы. Это возможность продемонстрировать всему миру свои достижения.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь