Пираты XXI века. Чаcть 1

"Это признак дремучести страны" , — сказал премьер-министр Михаил Касьянов на одном из заседаний правительства. Это наш премьер-министр говорил про отсутствие борьбы с пиратством. Да и вообще в последнее время разными официальными лицами высшего ранга много чего говорится и "заявляется" на тему борьбы с пиратством. Очень хорошее это веяние, но связано оно к сожалению не с искренним желанием бороться с преступностью, а с нажимом США и стран ЕС, угрожающих России недопуском в ВТО (Всемирную Торговую Организацию).

Но это вступление, а теперь давайте пообщаемся лучше на тему самого пиратства. Имеет оно древние корни и богатую историю.

Во времена, когда основными носителями были 3,5 и 5 дюймовые дискеты, и только-только обкатывался мегаемкий и суперзащищенный CD, все были уверены, что незаконное копирование программ исчезнет навсегда. Но как часто бывает, с развитием защиты, развивались и те, кто взламывал и копировал информацию... Не стал исключением компакт диск.

Сегодняшний день. Около любой станции метро имеются магазинчики с огромным количеством пиратской продукции. За 80 — 150 рублей предлагаются: мощные графические и издательские пакеты (3000 — 10 000 у.е.), еще не вышедшие на европейском рынке прекрасно переведенные и качественно оформленные игровые новинки (30 — 100 у.е.), DVD диски с новинками и классикой мирового кино (25 — 50 у.е.), часто попадаются фильмы, не имеющиеся в официальной продаже. И все это имеет не такие уж безобидные размеры.

По данным антипиратской организации Business Software Alliance (BSA), к слову, близкой Microsoft, Россия имеет сомнительную репутацию страны с высоким уровнем пиратства. Так в 2002 году BSA оценила уровень компьютерного пиратства в России в 87%! Мы на пятом месте в этом черном топ — двадцатке. Хуже только во Вьетнаме (94%), Китае (92%), Индонезии (88%) и Украине (87% с хвостиком). По данным организации IFPI (Международной федерации производителей фонограмм) уровень пиратства в музыкальной индустрии России составляет 66%, в индустрии программного обеспечения — более 90%, совсем юный формат DVD уже догоняет своего младшего брата — 80%

При этом у всех наших "конкурентов" темпы снижения уровня пиратства составляют по несколько процентов в год, в России же доля пиратства по сравнению с 1996 годом снизилась с 91% до 87%. В общем Европа может быть спокойна, еще 50 — 60 лет и у нас будут их 37% (по данным BSA). :-) Или есть другой вариант, пиратские диски из России будут как нефть и древесину продавать на запад, на самих хватать не будет. И эта мысль не так уж утопична, как может показаться. В нашей стране сейчас действует 29 только официальных заводов по производству оптических носителей (почти все были замечены в производстве пиратской продукции) производственные мощности которых позволяют выпускать до 330 млн дисков в год. При этом внутренне потребление Российского рынка, по данным все тех же организаций оценивается в 30-45 млн дисков в год. Остальные 300 млн наверное используются как подставки для чашек с кофе, причем одноразовые.

Но вернемся к официальным данным. По данным все той же IFPI в России рынок пиратской продукции вырос в прошлом году до 311 млн долларов (учитывалась пиратская цена на диск), в то время как "белый" рынок составил всего 257 млн долларов (реальные цены).

Конечно можно сказать: "А мне какое дело до этого?! Нет у меня денег покупать лицензионные диски". И вы будете абсолютны правы. К сожалению, в России очень много социальных факторов оправдывающих пиратство. Все наши научные, учебные и бюджетные организации разорились бы на покупке только операционных систем. Что уж тут говорить о простых пользователях, которые на компьютеры копят по 2-3 года. Но при этом мы совсем не учитываем того, что, по сути, мы воруем и залезаем в карман создателям программ и музыкальных произведений при каждой покупке пиратского диска. Не говоря уже о том, скольких денег не досчитывается бюджет от непоступивших налогов.

Но теперь рассмотрим и положительные стороны пиратства.

Их признают даже на Западе. Так комиссия по правам на интеллектуальную собственность (CIPR) , учрежденная правительством Великобритании, в одном из своих недавних докладов написала, что полноценное применение "антипиратского законодательства" может принести больше минусов, нежели плюсов. Развивающиеся страны будут лишены доступа к интеллектуальной продукции, что может иметь опасные последствия. В качестве примера CIPR указывает на высокую стоимость программного обеспечения, что вынуждает небогатых пользователей покупать пиратские копии.

Теперь о чисто Российских плюсах. Кто сейчас работает в США и всех странах Европы в качестве программистов и аппаратных разработчиков, в той же корпорации Microsoft? Российские Левши, которые работали на взломанном ПО. А сколько таких подрастает в нашем отечестве сейчас? К слову есть такая присказка: в современном западном научном институте научным руководителем является русский, его помощником индус, а лаборантом китаец. :-)

В следующих материалах "Пираты XXI века": кто, как и где производит пиратские диски, сколько они стоят на самом деле, а также комментарии специалистов в области пиратства и производства дисков, их прогнозы и действия.

Кирилл Белов

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить