The xx: короли тишины выступили в Москве

Герои современной британской инди-музыки The xx, выступившие в "Крокус Сити Холле" в конце июля, судя по всему, сами пребывали в шоке от той популярности, которая на них свалилась. А москвичи, в свою очередь, приятно удивлены, что одна из самых востребованных западных групп так запросто включила российскую столицу в свой гастрольный список.

История создания The xx трогательна и мила: гитаристка Роми Мэдли Крофт и басист Оливер Сим начали дружить еще в школе, оба отличались беспредельной стеснительностью. Им пришлось долго уговаривать друг друга, прежде чем они решились вместе запеть. Интересно, что знакомы-то они были с трех лет, у них даже есть совместная фотография тех времен. Так или иначе, они запели, почувствовали себя увереннее рядом друг с другом и, пройдя через почти обязательную стадию исполнения кавер-версий, начали записывать собственные вещи, обмениваясь материалом через сеть и творя в основном перед сном, когда эмоциональное состояние достигало пика.

В 2005 году дуэт начал гастролировать, и к ним присоединилась гитаристка Бария Куреши, которая позже покинула коллектив. В 2007 году свое место в the xx занял третий постоянный участник и по совместительству саунд-продюсер группы Джейми Смит, который учился вместе с Роми и Оливером в школе Elliot в Лондоне.

Читайте также: Green Day заразили Москву оптимизмом

Дебютный одноименный альбом The xx вышел в августе 2009 года и обрушил на группу шквал похвал со стороны критиков, музыкальных изданий и маститых музыкантов. Почти сразу в их поклонники записались такие личности, как Кортни Лав и Майкл Стайп. Оливер сам рассказывал, насколько шокирован был, увидеть вокалиста R. E.M на одном из концертов группы, приуроченных к выходы дебютного альбома.

Второго и последнего на сегодняшний день альбома фанаты ждали, затаив дыхание. В итоге прошлогодний "Coexist", выдержанный в духе первого диска, никого не разочаровал. Ну, разве только чуточку. Московский концерт The xx был как раз приурочен к туру в честь выхода этой пластинки.

Несколько слов об их музыке, на которую обычно лепят ярлыки вроде индии-попа, пост-панка и дрим-попа. The xx умудрились найти свою нишу среди тех негромких групп, которые добиваются максимальной эмоциональности минимумом средств. Конечно, не последнюю роль в этом играют многочисленные излюбленные для этого стиля эффекты и приемы: сонные арпеджио, космическое тремоло, задержки звука и максимум реверберации везде, где только можно. Конечный результат получился, с одной стороны, весьма новаторским, а с другой, максимально доступным с точки зрения формы и содержания песен. А песни все о том же: о попытках вместить свою бедовую голову в этот мир (и мир в свою бедовую голову) и не затеряться где-то в лимбо, в котором массово застревают герои радиохедовкой "Creep". И все это фоном к всепоглощающему чувству глубокой сердечной привязанности к кому-то.

Лично мне The xx всегда казались настолько красивыми, что это непременно усыпляло: ни одна поездка в электричке под их альбом не закончилась для меня в состоянии бодрствования. С этой точки зрения характеристика дрим-поп (dream — сон, мечта) говорит само за себя. Однако, когда я узнал, что площадкой для московского концерта the xx станет "Крокус Сити Холл", мне стало любопытно: это единственный зал в Москве, где как минимум на таких заведомо негромких концертах можно ждать идеального звука. Например, акустика на прошлогоднем концерте Регины Спектор оказалась настолько идеальной, что было страшно подпевать: было слышно каждое прошептанное словечко каждого зрителя. Поэтому я справедливо решил, что в "Крокусе" The xx однозначно стоит послушать, и не прогадал.

В начале концерта несколько неожиданно (организаторам все-таки стоит об этом непременно сообщать) вышел разогрев в виде группы Race to space. Молодой коллектив, возглавляемый певицей Мириам Сехон и уже успевший себя зарекомендовать на разогреве у нескольких именитых музыкантов, играет интересный англоязычный трип-хоп с вокалом не хуже, чем у Бетт Гиббонс или Скай Эдвардс.

В последнее время очень редко удается встретить действительно интересный разогрев, так что Race to space приятно удивили. Впрочем, и тут не последнюю роль сыграл невероятно четкий, плотный и теплый звук, который, повторюсь, в Москве я слышал исключительно в "Крокусе" (ну, может, разок в "16 тоннах"). Группы отыграла полчаса, после чего сцена опустела еще примерно на 45 минут.

The xx вышли на сцену ровно в 21:30. Оливер и Роми словно вплыли в нашу жизнь со своими инструментами сквозь пелену кромешной тьмы и ярких всплесков света. Свет - вот то, что по-настоящему поразило на этом концерте! Это уже второй раз примерно за месячный период, когда я за все годы походов на концерты переключил все свое внимание на свет (первый — концерт The Killers в рамках феста Park Live). Зал погружался то в кромешную тьму, а потом его доводили до исступления яркие прожекторы. Время от времени лучи направлялись так, чтобы на всем пространстве от пола сцены до потолка зала мы видели логотип группы — большую букву x. Иногда свет мелькал в такт музыки, иногда — в такт тому шквалу чувств, который бурлил внутри зала.

Читайте также: Музыканту, обманувшему слушателя, анафема!

До концерта в "Крокусе" мне не доводилось видеть живых выступлений The xx. Поэтому полагал, что Роми и Оливер должны будут погрязнуть в своем стеснении, не двигаться и смотреть на ботинки. Но они двигались, смотрели друг на друга, реагировали на происходящее, эффектно покачивались, подходили к самому краю сцены, смотрели на зрителей и застенчиво танцевали. Иногда их заспанная музыка вдруг начинала бурлить и булькать, и в эти моменты Роми играла так, будто стоит на одной сцене с Кортни Лав. Оба фронтмена постоянно благодарили многочисленную публику, а мрачный интроверт Роми несколько раз все-таки улыбнулась. Еще они извинялись, что приехали только сейчас. А я тут же вспомнил, сколько нам пришлось ждать Green Day и сколько еще придется ждать Coldplay и Radiohead. А The xx хватило "наглости" не приезжать к нам аж 4 года после дебютного альбома!

Роми и Оливер, конечно, были идеальной сценической парой (порой все-таки не верится, что они лучшие друзья и не больше). Но главным человеком на сцене был, безусловно, Джейми Смит, который успел поиграть сразу на всем: и на электронных барабанах, и на семплерах, и на пианино, и на чем-то еще, порой просто мозгов не хватает понять, сколько существует разных приборов для создания электронной музыки. Именно его стараниями группа мастерски манипулировала с самым важным и красивым элементом их музыки — всплывающей в нужных местах и в нужном количестве тишиной.

The xx были на сцене немногим более часа и успели сыграть 17 песен, включая, конечно же, самое любимое: "Crystalised", "VCR", "Infinity" и "Intro", которое всегда играется музыкантами уже на бис. Конечно, с одной стороны, грешно требовать большего — все-таки у группы пока только два альбома. С другой стороны, могли бы сыграть, например, любимый всеми кавер на "Teardrops". Не сыграли.

Важно то, что концерт превратился в акт обмена самими искренними переживаниями между музыкантами и зрителями, а концертному залу "Крокус" удалось сделать так, чтобы этот обмен не сопровождался визгливыми фидбеками, шипящим вокалом, избытком низких частот и кашеобразной какофонией, как это чаще всего бывает на концертах у нас (да и не только у нас, положа руку на сердце).

Ребята пообещали приехать снова как можно скорее, Оливер сфотографировал действительно внушительный зал, и, судя по фотографии, обнаруженной мной в социальной сети, Роми подарили Чебурашку в футболке и шапочке The xx, а всей группе — почти обязательных матрешек.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Рассекречено: как США "кинули" СССР с нерасширением НАТО
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Путин — Собчак: вот вы "против всех" — а предлагаете-то что?
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Порошенко просит помощи Европы и США в уничтожении "Северного потока-2"
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры