Как Хиллари Клинтон опозорилась с чаевыми

В жизни есть множество нюансов, в которых, несмотря на их кажущуюся простоту, запутаться очень легко. К примеру, тема "стоит ли давать чаевые?" — из того же разряда. В Штатах не дать чаевые — оскорбление, в Японии дать — оскорбление. А между этими двумя крайностями есть множество вариантов, нередко достаточно запутанных. Лучше все выяснять заранее…

Помнится, в 2000 году Хиллари Клинтон не дала чаевых официантке, чем вызвала возмущение прессы: в Америке такой поступок — практически оскорбление. Самое интересное, что она это сделала в штате Нью-Йорк, от которого и баллотировалась в сенат.

Вообще же в Штатах (интересно, как можно не знать обычаев собственной страны?) принято оставлять чаевые вплоть до четверти стоимости заказа. Причем, чем дороже заведение — тем они больше. О чаевых даже говорится в специальном меморандуме Национальной ассоциации ресторанов США — не то, чтобы этот документ к чему-то юридически обязывал, но он как бы намекает.

Специфика США — в отличие законов в разных штатах. В одних требуется выплачивать официантам хотя бы минимальную зарплату, причем иногда в законе специально оговаривается, что есть обычная минимальная заработная плата, а есть — для профессий с чаевыми (меньше где-то раза в два). В других штатах возможен учет чаевых владельцами заведений — и тогда можно платить меньше официального минимума, а в Вирджинии вообще официант официально может работать без зарплаты, только за чаевые.

Процедура выглядит еще непривычно с нашей точки зрения: в Америке (да и во многих странах Европы) подавляющее большинство расчетов производятся без наличных денег — по карточкам. Так что клиент просто пишет в счете размер чаевых, которые списываются с его счета.

Подобный подход встречается и в РФ — так, мне рассказывали, что в некоем кафе (не буду приводить название) официанты действительно работают только за чаевые. А вот цитата из обсуждения темы: "…у меня дочь-подросток, которая периодически ищет подработку, в последнем месте, куда звонили — официантке 150 рублей за смену 14 часов, остальное — за счет чаевых". Честно говоря, не вижу принципиального отличия от "вообще без зарплаты".

Читайте также: Русских туристов уличили в скупости

Фото: AP

Большинство людей платит чаевые за хорошее обслуживание — и, честно говоря, я считаю, что это надо делать не только потому, что официант будет получать меньше. Дело в том, что мнение "официант должен угождать" идет еще с царских времен. Тогда рестораны могла посещать только богатая публика, а официанты работали за еду и чаевые. При этом к ним было так называемое барское отношение: "эй, человек!". Официанты лебезили перед посетителями — а куда деваться бесправному? Семью-то кормить надо…

Понятно, что был перерыв на время гражданской войны — как-то не до ресторанов было, а затем — нэп. Официанты оставались еще старой закалки, а вот нэпманы куражились похлеще купцов, а дворяне уже не ходили по ресторанам.

Такие вот клиенты и считают, что официанты обязаны ему все по жизни. Особенно, если посещение ресторана для них — редкое явление, и, наконец-то есть возможность оторваться. Мол, я плачу, да еще чаевые сверх счета — так что передо мной делать три раза "ку" и радоваться!

Есть и подход "Ни копейки другому! Все себе оставлю!".

Типичные цитаты: "Никаких чаевых! Все уже включено в прайс!"; "За хорошее обслуживание лучшее вознаграждение — то, что я приду в это заведение".

Интересно, а какая польза официанту от того, что кто-то еще раз придет в заведение, если он чаевые не платит?

Или: "Если гостиница, общепитовская точка или дорогой ресторан хотят повысить жалованье своим официантам или горничным, пусть повышают тарифы".

Оригинально, я скажу. Платить придется больше, потому что — в любом случае, а не по желанию. Официанты же потеряют стимул работать хорошо. Кнут иногда полезен, но нельзя же забывать и о пряниках…

Фото: AP

Обязанности официанта четко расписаны — понятно, что еду он принесет вам и без чаевых. И страшилки "если посетитель относится к обслуживающему персоналу наплевательски, то официант может плюнуть ему в блюдо" — чаще всего проходят по разряду "городские легенды".

Читайте также: Чем насолили миру российские туристы?

А вот искренне помогать выбрать блюдо, отслеживать просьбы "поменьше/побольше специй", "мне то же, но с огурцами вместо помидоров" (последнее — обычная моя просьба) — он особо не будет. Ну, скажет "извините" и пойдет менять блюдо, если не понравится — хотите еще минут двадцать подождать? Да хотя бы принести охлажденные бокалы для пива — не обязан, а может. С какой частотой менять пепельницы — тоже определяется не таймером, а заполнением. Я встречал варианты от "пара окурков — и меняем" и до случая, когда компания была вынуждена гасить окурки в освободившейся тарелке — официант куда-то пропал надолго. Как думаете, кто получит больше чаевых?

Тем не менее, есть страны, в которых чаевые не платят.

Наиболее известный пример — Япония. Эстетизм там настолько ценится, что обслужить по высшему классу — дело чести в прямом смысле слова. В японской культуре не так давно недолжное выполнение обязанностей могло привести и к сеппуку со стороны провинившегося.

 

Аналогичное отношение к чаевым и в Китае — правда, читал, что в крупных ресторанах порядки ближе к европейским. Также встречались упоминания об Австралии и Швеции — но гарантировать на 100% не буду.

В Штатах не дать чаевые — оскорбление, в Японии дать — оскорбление. А между этими двумя крайностями есть множество градаций — причем нередко размер чаевых в стране фиксирован, и дать меньше или больше — значит обидеть (интересно, на что обижаются во втором случае?). Так что советую местные обычаи выяснять заранее, перед поездкой.

Во Франции, к примеру, чаевые включают в счет графой "за обслуживание" — где-то 15%, и впридачу к этому принято оставлять один-два евро наличными. Заранее не знаешь — поневоле попадешь впросак.

Читайте также: Отпуск в Крыму, или Не нужен нам берег турецкий

Кстати говоря, "чаевые включены в счет" — это стандартное облапошивание клиента. Мол, у нас все дешевле, только плюс чаевые. Но если это включено в счет и обязательно — то, извините, это цена выше, и все тут. Аналогично: "цена такая-то, без НДС". Кроме того, очень вряд ли такие чаевые выдают официантам из кассы согласно чекам, а хозяин и так свое получит.

В некоторых местах чаевые дают не официантам при расчете, а стоит специальная "копилка" — куда можно бросить деньги, если понравилось обслуживание, а в конце сумма делится на всех. Тоже лучше знать заранее…

В России принято давать около 10% от счета — но тут есть сложность.

С одной стороны — возьмем не такую уж редкую ситуацию "две болтушки сидят, пьют чай/кофе и курят сигареты". Пепельницы им сменят раз десять минимум, а счет может быть — за два чайничка зеленого чая. Как-то маловато будет 10% от счета.

А может быть и противоположная ситуация — заказала пара посетителей бутылку очень дорогого коньяка или вина, быстренько выпили, разошлись. И за что тут платить 10%?

Так что даже такая мелочь — и то иногда интересна и запутана. На то она и жизнь.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь".

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Обсудить