Почему авиапассажиры превращаются в "свиней"

Отрываясь от земли, вполне цивилизованные люди забывают о правилах приличия и в воздухе становятся жуткими неряхами и хамами. Психологи предполагают, что таким образом авиапассажиры мстят авиакомпаниям за задержки рейсов и прочие неудобства в полете.

Проявлений хамства и невоспитанности на авиарейсах становиться все больше. Это констатируют и стюардессы, и просто авиапассажиры. В самолетах люди позволяют себе намного больше, чем в других общественных местах.

И если твой сосед выщипывает брови или ковыряет в носу, это неприятно, но можно, в конце концов отвернуться. Но если, садясь на свое место, пассажир обнаруживает жевательную резинку, грязный памперс, обрезки ногтей, прокисшую еду или использованные носовые платки в карманах на спинке кресла сидения - чувства гадливости  не избежать.

При этом, проблема мусора усугубляется тем, что основательную уборку в самолетах проводят примерено раз в сутки, а между рейсами стюарды лишь пробегаются "по верхам". А генеральная уборка, по данным авиакомпаний, проводится раз в месяц, сообщает The Wall Street Journal.

Многие авиапассажиры не только мусорят, но и ведут себя в салоне самым непристойным образом, например, прилюдно занимаются сексом.

Иногда виной асоциального поведения выступает алкоголь. Кто-то коньяком просто запивает свой страх летать, а кто-то любое путешествие не мыслит себе без горячительных напитков. В итоге газеты пестрят сообщениями о срывах рейсов из-за пьяных дебошей пассажиров.

В пьяном угаре пассажиры устраивают перепалки с соседями, драки с членами экипажа и даже грозятся совершить теракты. Из-за хулиганских выходок задерживаются рейсы, иногда самолеты даже вынуждены возвращаться в аэропорт вылета.

Эксперты приводят несколько причин неадекватного поведения авиапутешественников. Некоторые люди, находясь в толпе чужих людей и вдали от глаз родных и друзей, пускаются во все тяжкие, проверяя, многое ли им сойдет с рук. Других просто повергает в душевное смятение необходимость лететь на уровне 10 тыс. километров над землей.

Третьи испытывают дискомфорт от того, что не держат ситуацию в своих руках - за них решают, куда сесть, когда пристегнуться. В итоге они пытаются хоть как-то заявить о себе, пусть и посредством скандала.

Кроме того, многие авиапассажиры почему-то чувствуют себя в воздухе безнаказанными. Хотя есть масса правил и законов, регулирующих их поведение в салоне воздушного судна. Еще одной причиной нарушения общественного порядка может стать банальная теснота - зажатый со всех сторон человек, вынужденный делиться своим личным пространством, чувствует себя неуютно, и может сорваться.

Но есть еще одно неожиданное объяснение росту числа проявлений хамства и невоспитанности на авиарейсах. По мнению психологов, некоторые авиапассажиры просто злятся на ухудшение уровня обслуживания на воздушном транспорте - задержки рейсов, грубость сотрудников, потерянный багаж, и пытаются как-то отомстить авиакомпаниям.

"Засунуть в карман на спинке сиденья растаявшую шоколадку - это способ покарать авиакомпанию за хамское обхождение", - считает психолог Роберт Бор из Лондона, специализирующийся на поведении человека в авиации и на воздушном транспорте.

Ему вторит психолог Ирвин Сарасон из Университета штата Вашингтон (Сиэтл), также изучающий поведение пассажиров.

"Пассажиры все чаще чувствуют уверенность в том, что авиакомпании не находятся на их стороне и, более того, в действительности вовсе не пекутся об их благополучии. В подобной атмосфере не слишком удивительно, что люди не воздерживаются от действий, которых обычно чураются", - полагает Ирвин Сарасон.

Автор Елена Перетяченко
Елена Перетяченко — журналист, новостник