Рецензия на фильм "7 ящиков"

Парагвайцы сыграли в "7 ящиков"

На первый взгляд, фильм парагвайских режиссеров Хуана Карлоса Манеглии и Таны Шембори "7 ящиков" является комедийным детективом. Однако это не так — используя гротеск и драматургию театра абсурда, авторы картины рассказали зрителям притчу о суетности бытия современного человека, который, как и герои фильма, живет не реальностью, а иллюзиями.

В последнее время кино из Латинской Америки (я имею в виду нормальное кино, а не "телемыло", успевшее уже изрядно поднадоесть) все больше и больше привлекает внимание как кинокритиков, так и зрителей. Фильмы из этого региона, где кинопроизводство пока что не испорчено большими деньгами, радуют своей искренностью, замечательной самобытной актерской игрой, нетипичными сюжетными поворотами, и большим количеством режиссерских и операторских находок (неизбежных при отсутствии возможностей использовать дорогие спецэффекты). Можно сказать, что фильмы Латинской Америки еще раз напоминают нам о том, что для хорошего кино главное — качественная работа команды производителей, а не многомиллионный бюджет и суперзвезды в главных ролях.

Это подтверждает и фильм парагвайских режиссеров Хуана Карлоса Манеглии и Таны Шембори, название которого простое и незатейливое — "7 ящиков". Эта картина, жанр которой определяют как детективный триллер с элементами черной комедии ошибок, с первых же кадров подкупает своей откровенностью. В картине нет никаких дорогих декораций, приукрашивающих реальность, у актеров не найти следов сложного грима — нет, два гениальных маэстро из маленькой страны, что расположена между Аргентиной и Бразилией показали на экране жизнь такой, какая она есть. Причем не только в Парагвае — история, рассказанная в этой картине, является метафорой, имеющей отношение ко всему человечеству.

Начинается все достаточно просто — молодой парагваец Виктор, работающий носильщиком товаров на рынке в Асунсьоне и мечтающий о том, чтобы оказаться на экране телевизора, хотя бы на несколько минут, видит у сестры новую модель мобильного телефона, который может снимать человека на видео. Но вот беда — телефон не принадлежит его сестре, это аппарат ее подруги Летисии, которая поручила найти для него покупателя. Дело в том, что Летисии скоро рожать, а для этого ей нужны деньги (ибо медицина в Парагвае не бесплатна). Виктору очень понравился мобильник, однако за него нужно выложить не менее 600 тысяч гуарани (это чуть меньше 100 долларов США), а таких денег у носильщика товаров на рынке, сами понимаете, нет.

Читайте также: Энтропия — вариации на тему современной жизни

Казалось бы, не видать Виктору телефона как своих ушей, однако… судьба подсовывает ему шанс — приятель знакомой Виктора ищет носильщика, который доставил бы семь деревянных ящиков в указанное место (причем это место будет указано позже), а за работу обещает заплатить те самые сто долларов, которые необходимы нашему герою. И вот Виктор нагружает на свою тележку эти загадочные семь ящиков и отправляется бродить по базару в ожидании дальнейших указаний. По пути к нему присоединяется его подружка Лиз, очаровательное создание, постоянно издевающееся и насмехающееся над своим воздыхателем — видимо, подобное в Парагвае является нормой.

Казалось, все должно закончиться благополучно, но вот тут-то и начинается самое интересное. Во-первых, ящиками вдруг начинает интересоваться полиция. Во-вторых, выясняется, что изначально эти ящики должен был забрать конкурент Виктора, носильщик Нельсон, однако он опоздал к заказчику, пытаясь добыть лекарство для своего больного сына. Ему тоже нужны деньги, и он, потеряв этот заказ, начинает охоту на Виктора для того, что бы отнять у него ящики.

Впрочем, Нельсоном движет не только обида из-за того, что он потерял заказ — из подслушанного разговора он узнает, что дон Дарио (хозяин кафе, который и поручил Виктору доставку ящиков), положил в них деньги, около 250 тысяч долларов, которые хотел скрыть от полиции. Ну, а за то, чтобы добыть такой "приз", конечно же стоит побороться. И вот Нельсон обращается за помощью к компании рыночных воров, обещая поделиться с ними добычей. Таким образом теперь Виктора преследует уже целая шайка.

Но действительно ли в этих ящиках содержится несметное богатство? На самом деле — нет, просто Нельсон неправильно интерпретировал услышанное. Действительно, компаньон дона Дарио велел ему поделить деньги на семь частей и положить их в ящики, которые на время визита полиции следовало удалить из кафе. Но тот его не понял, и разложил по ящикам… расчлененный женский труп. Это было тело женщины, которую дон Дарио и два его подельника (один из которых являлся ее мужем) похитили и за освобождение которой и получили те самые 250 тысяч долларов. Но вот по чистой случайности похищенная умерла в то время, пока находилась в заточении. Об этом знал дон Дарио и его компаньон Лукас, а вот третий член шайки по имени Хорхе (он-то и был мужем женщины) — нет.

Итак, получается абсурдная ситуация — Виктор, сам того не зная, наматывает круги с ящиками, в которых находится расчлененное тело, по асунсьонскому рынку. Ему важно доставить этот груз в указанное место и получить те самые сто долларов для покупки мобильника. Ради этого он с помощью Лиз прячется и от полиции, и от Нельсона с его дружками-бандитами, рискуя при этом своей жизнью, а также жизнью подружки. Виктора преследует Нельсон, который думает, что в ящиках деньги. Их обоих разыскивает полиция, которая предполагает, что оба они имеют отношение к загадочному исчезновению женщины. Кроме того, Виктора разыскивают подручные дона Дарио, который, осознав свою ошибку, пытается вернуть тело — вдруг Хорхе узнает о том, что его супруга мертва?

Одним словом, все носятся друг за другом по бескрайним лабиринтам рынка № 4, то сталкиваясь, то вновь исчезая в его закоулках. Причем чем дальше, тем бессмысленнее становиться погоня. Но этого мало — начинается стрельба, появляются первые жертвы, а дальше их количество будет возрастать. Но наши герои не хотят остановиться и хотя бы подумать над тем, ради чего они все это делают. Иллюзии оказываются сильнее доводов разума — Виктор, узнав что находиться в ящиках, все равно не бросает свою затею и с маниакальным упорством продолжает колесить по рынку. И все остальные — тоже…

На первый взгляд кажется, что авторы фильма просто решили рассказать зрителям увлекательную историю из несколько незнакомой для них реальности — смотрите мол, зажравшиеся жители развитых стран, как в Парагвае за мобильник жизнью рискуют. Однако этот фильм вряд ли следует воспринимать как некое описание локальной действительности — в конце концов, картина получила несколько премий на международных фестивалях (например, в Майями, в Сан-Себастьяне и в Палм-Спрингс), а ее вряд ли бы дали за обычный рассказ о жизни простых парагвайских крутых и не совсем крутых парней. То есть она все-таки произвела впечатление и на жюри, и на зрителей, причем явно не только мастерской актерской игрой и весьма качественной режиссерской и операторской работой, там явно было что-то еще.

Скорее всего, это самое "что-то еще" — гениальный второй план, превращающий заурядный комедийный детектив в фильм-притчу, повествующую о суетности бытия современного человека. Все герои фильма живут не реальностью, а иллюзиями — и Виктор, мечтающий заполучить мобильник даже ценой участия в явно криминальной истории, и Нельсон, гоняющийся за ящиками якобы с деньгами (хотя на самом деле в них лежит труп), и незадачливые бандиты, пытающиеся контролировать ситуацию. Режиссер наглядно показал, какую большую власть имеют иллюзии над человеческим сознанием, как они полностью способны вытеснить реальность и заставить человека совершать то, что ему делать совершенно не нужно.

Поэтому дело вовсе не в криминальной истории на парагвайском рынке — по мнению авторов фильма, все современное человечество давно уже гоняется за иллюзиями вместо того, чтобы остановиться, подумать и посмотреть вокруг. Жажда богатства, славы (ведь мечта Виктора — увидеть себя на телеэкране) заставляет людей идти на риск, жертвовать своей и чужой жизнями, вновь и вновь устремляясь к иллюзорному идеалу. В этой погоне никто и не видит, что все, что ему нужно, на самом деле, у него давно уже есть — также, как Виктор совершенно не замечает того, что Лиз его любит. Стремление к иллюзорной славе и богатству для него куда важнее, чем чувства реального человека, находящегося рядом. И тут авторы фильма затрагивают старую как мир проблему, которую обозначил в своих картинах еще великий Микеланджело Антониони — проблему некоммуникабельности современного человечества. А она как раз и происходит от того, что в погоне за иллюзией человек перестал замечать реальность.

Читайте также: Приговор человечеству обжалованию не подлежит

Таким образом фильм "7 ящиков" на самом деле является сатирическим анализом бытия современного человечества, который был проведен с неподражаемым латиноамериканским юмором. Кроме того, для большей наглядности авторы этой замечательной картины прибегли к излюбленным приемам сатириков — гротеску и абсурду. И все это привело к поразительному эффекту — несмотря на лихо "закрученный" сюжет и трагический контекст. фильм смотрится легко, практически на одном дыхании. Однако вволю посмеявшись над приключениями незадачливых героев, зрители, выходя из кинотеатра, понимают, что эта история рассказана не только про жителей далекой южноамериканской страны — она имеет прямое отношение и к ним тоже…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить