Где рождаются российские шумахеры?

Не секрет, что во времена СССР картинг был самым массовым и популярным видом автомобильного спорта: любой подросток мечтал записаться в такую секцию или кружок. Но с развалом Союза этот вид спорта, к сожалению, превратился просто в хобби. О том, в каком состоянии ныне пребывает отечественный картинг и что делается для его возрождения, «Правде.Ру» рассказал председатель Ассоциации картинга РАФ Василий Скрыль.

- Василий Иванович, как известно, в подмосковном городе Икша состоялся очередной этап чемпионата России по картингу. Как проходили гонки, и вообще, в каких классах проводятся у нас эти соревнования?

- Как правило, это международные классы. В российском чемпионате их выбрано два - KF2 и KZ2. Чем обусловлен выбор? Просто есть достаточное количество людей, которые ездят именно на таких классах и финансово могут себе это позволить. Кстати, те же KF2 и KZ2 используются и в чемпионатах Европы по картингу.

У детей – в соответствии с градацией Роскомспорта – проводится первенство России в трех классах: KF3, "Мини", "Супер Мини". Это, скажем так, детский чемпионат. Причем у нас в рамках первенства участвуют сразу три представителя чемпионата Европы.

Для самых маленьких существует класс "Микро" – это наша чисто политическая штука. Дело в том, что многие родители «запускают» своих детей в автоспорт очень рано. И несколько лет назад мы решили взять их под свое крыло – чтобы дать начальные представления об автоспорте, гонках и правилах.

- Почему в России картинг сейчас воспринимается как исключительно детский вид спорта, как спорт с юниорским уклоном?

- Действительно, картинг – это, прежде всего, молодежный, детский вид. То же самое и в других странах. Таковы начала автомобильного спорта. С годами дети переходят в более взрослые виды. "Микро" распространяется на ребят с 6 лет, "Мини" – с 8 до10 лет, а с 11 до 13 – это уже класс "Супер Мини". А далее пошли международные классы: 13 - 15 лет – KF3, с 15-ти это взрослые гонщики – KF2 и KZ2. Отмечу: KF2 означает карт без коробки передач, а KZ – с нею, тут уже катаются сложившиеся спортсмены.

- Сколько ребят принимает участие в чемпионате России в нынешнем году?

- Это, кстати сказать, уже 46-й по счету. А самому картингу, напомню, в 2008-м исполнилось пятьдесят лет. В этот раз в пяти классах принимает участие 120 человек. Для нынешнего года, считаю, вполне нормальная цифра. Максимальная была в 1999 году: 180-200 участников. Традиционно на соревнованиях больше всех представлен центр России – Москва, Санкт-Петербург, Воронеж.

- Казалось бы, чемпионат России – мероприятие достаточно высокого уровня. Почему же ему уделяется так мало внимания в СМИ, информацию практически не найти? Да и вообще, соревнованиями по картингу, по-моему, интересуются лишь фанаты и, собственно, сами любители погонять с ветерком.

- Я бы не сказал, что картинг у нас в стране перестал быть популярным видом спорта. Все про него слышали, все знают. Просто в 90-х поддержка государства как-то уж очень резко оборвалась. И из массового вида спорта картинг превратился в такой, который доступен лишь людям со средствами.

- К моменту распада СССР в 5 тысячах секциях картингом занимались 130 тысяч детей. Каждый второй подросток мечтал стать картингистом…

- Я скажу вам даже больше: в 70-80-х выпускалось порядка 12 – 14 тысяч картов в год. На этот вид спорта беспрерывно работали сразу три завода. Но опять же система распределения была другой – практически бесплатной. Была серьезная государственная поддержка. При этом мы активно занимались популяризацией картинга. Теперь ситуация абсолютно другая.

К примеру, для всех, кто сейчас находится на картодроме, начиная от судей и кончая непосредственно участниками соревнования, - картинг - это хобби. Не наша основная работа, к сожалению. К примеру, в советские времена я занимался картингом профессионально, был тренером. Получал зарплату, организовывал соревнования…

- Существует ли сейчас в России своя школа картинга, сохранилась ли какая-то преемственность со времен СССР?

- Безусловно, существует. Сохранились традиции советской школы, продолжением которых стала и российская. К примеру, в Союзе всегда делался упор на коробочные классы (с коробкой передач), а весь мир шел

по пути бескоробочного пилотирования. Поэтому у нас в отличие от Европы всегда был хорошо развит KZ-класс. А это, скажу вам, сейчас показатель того, что в плане школы картинга наша страна очень хорошо развита. Иными словами, нас по-прежнему считают сильной картинговой державой.

Россия в настоящее время занимает примерно шестое место в мире. И это место мы удерживаем, даже несмотря на гигантский отрыв от таких стран, как Германия или Италия, где картинг очень сильно развит. Мы попадаем во все финалы европейских чемпионатов.

Главная беда в том, что у нас не проводятся международные соревнования - в основном из-за того, что в стране нет в нужном количестве хороших картодромов, к примеру, как в сравнительно маленьких Швеции или Финляндии.

- А проведение подобных соревнований, как и строительство хороших трасс, как я понимаю, напрямую зависит от госфинансирования?

- Да, проблема именно в этом. Хотя скажу, что помощь может осуществляться по-разному, и не обязательно деньгами. Например, многое сейчас упирается в законодательство, в запредельно высокую арендную плату за землю.

- Что же нужно сделать, чтобы в корне переломить ситуацию, чтобы государство осознало: картинг – это не менее имиджевый вид спорта, чем, к примеру, футбол, хоккей или большой теннис?

- Вернуть популярность картингу на уровне 80-х, наверно, уже не получится… Но вот хотя бы освещение соревнований по телевидению, наверняка бы, дало свои положительные результаты. И, конечно же, необходимо что-то сделать на законодательном уровне. К примеру, в том, что касается облегчения ввоза в страну иностранных комплектующих и запчастей для картов. Мы же технический вид спорта. Поэтому нужно существенно удешевить все, что позволит сделать картинг доступным простым людям.

Мы, конечно, пытаемся получать финансирование. Мы же аккредитованы при Росспорте. И в последние годы на соревнования даже пошли какие-то деньги. Однако здесь все слишком заформализировано. Так, чтобы получить хоть какие-то средства для проведения чемпионата России, хотя бы покрыть часть расходов участников, нужно обегать десятки чиновничьих кабинетов. А потом, мы же не олимпийский вид спорта, вот и не хватает на нас денег. Поэтому почти все приходится делать за свой счет.

- Тогда скажите, благодаря чему и где куются кадры наших будущих шумахеров и барикел?

- В основном, благодаря родителям, готовым вкладываться в своих детей. И чтобы достичь каких–то серьезных результатов, ребятам после 13 лет приходится уезжать на Запад, участвовать в международных соревнованиях и т.д. А ведь картинг – это фундамент, на котором стоит весь автоспорт. И так во всем мире. Будущие пилоты "Формулы-1" сначала проходят школу картинга. А у нас получается, что как раз в основу-то мы и не вкладываемся. Как ни крути, но, чтобы у России появился свой собственный пилот "Формулы-1", нужно возрождать и развивать отечественный картинг.

Фото: Игорь Соколов