Интервью с главой Федерального агентства по туризму Александром Радьковым

Александр Радьков: Наши туристы - лучшие

Давно ли наш турист стал самым богатым туристом в мире? Куда подевался наш туристический "облико морале" и надо ли его возвращать? Когда соотечественники предпочтут путешествие на Байкал отдыху в Таиланде? Об этих и других вопросах главный редактор "Правды.Ру" Инна Новикова беседует с главой Федерального агентства по туризму Александром Радьковым.

— Александр Васильевич, кто виноват в том, что русские туристы — самые ужасные туристы в мире?

— Они самые замечательные. Наши туристы самые любимые в мире, потому что столько, сколько они тратят денег за границей, — с ними не может сравниться ни один другой турист. Наш выездной поток действительно очень серьезный, в прошлом году примерно 43 миллиона путешествовали за рубеж.

— Из наших 140 миллионов?

— Да, но мы говорим не о количестве туристов, мы говорим о количестве поездок. Они путешествовали с различными целями, в том числе с целями рекреационными, служебными, частными. В общем, это очень впечатляющая сумма. Наших туристов можно встретить в различных уголках земного шара. И есть определенный миф, что наши туристы в худшую сторону отличаются своим поведением, но, поверьте, это не так. Да, когда у нас открылась страна, в начале 90-х годов, и наши граждане впервые оказались за границей, они еще не знали, как себя вести, как прилично одеваться. Но культура потребления значительно выросла. Люди поездили по миру, они знают, что такое высокие стандарты обслуживания. Сформировалась определенная культура потребления. Допустим, если 15-20 лет назад наши туристы в основном ориентировались на гостиницы с двумя-тремя звездами, то сейчас бронируют четыре-пять. А внутренний поток, те, которые путешествуют по России, — их тоже значительное количество, в прошлом году 33 миллиона путешествий было зафиксировано.

— И что нам делать, чтобы наши туристы стали самыми любимыми?

— Сложная задача. Наша страна в прошлом году приняла почти 25 миллионов путешественников из-за рубежа. И каждый год у нас растет количество как выезжающих, так и прибывающих в страну, за исключением кризисных 2008-го и 2009-го годов. Здесь есть, конечно, проблема: как России выдержать конкуренцию с другими странами. В мире идет очень жесткая конкурентная борьба за туриста. Каждый иностранный турист обеспечивает, по статистике Всемирной туристской организации, три рабочих места. Чтобы турист поехал в страну, нужна серьезная мотивировка, должен быть сформирован позитивный имидж страны. А это задача комплексная, которая решается не только усилиями туристического ведомства, но и Министерством иностранных дел, Министерством культуры, многими ведомствами.

— В начале 90-х годов, когда железный занавес рухнул, почему очень много было в нашей стране туристов старшей возрастной категории? Я так понимаю, что это люди, которые выросли и прожили в атмосфере знания о том, что есть две супердержавы, что мы — империя зла…

— Если сравнивать советский период, то интерес к нашей стране был всегда и приезжало очень много людей. Но, надо отдать должное советскому периоду, проводилась очень эффективная рекламная, как мы ее сейчас называем, маркетинговая кампания.

— А что имеется в виду?

— Допустим, была система "Интурист". "Интурист" имел более 40 представительств, филиалов за рубежом, они активно проводили мероприятия, которые пропагандировали нашу страну, нашу идеологию. К сожалению, мы сейчас не можем похвастаться ни одним зарубежным представительством. А в Москве, между прочим, работают около 40 зарубежных представительств по туризму.

— Куда россияне в России в основном ездят? Какие есть места, куда можно у нас поехать и отдохнуть с комфортом?

— Если брать по статистике, то наиболее востребованным у нас остается пляжный туризм, в силу климатических условий, — примерно 15 миллионов поток. Это все побережье Краснодарского края: Геленджик, Сочи. Побережье Азовского моря тоже активно развивается. Очень большую перспективу имеет Каспийское море. К сожалению, оно еще не освоено. Балтийское море.

Вы знаете, приведу такую статистику. Общая протяженность всех побережий в России — две тысячи километров. А освоенность этих побережий крайне невысокая. У нас более-менее освоено только побережье Черного моря. Так вот, 13 миллионов поток — допустим, это курорты Краснодарского края. Дальше по популярности на втором месте культурно-познавательный туризм. Это Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо. Очень популярны поездки на Байкал, Камчатку. Но здесь останавливает высокая стоимость билетов: надо понимать, что есть серьезная проблема долететь с европейской части на Байкал, Камчатку, Алтай.

Вы знаете, в каждом регионе есть свои изюминки, традиции. Возьмите, допустим, Коми. Знаменитые столбы выветривания — уникальное природное явление. Или Карелия — экологический туризм, активная природа, охота, рыбалка. Возьмите этнографический туризм. Событийный туризм.

Сейчас, на самом деле, один изосновных трендов развития мирового туризма — это событийный. Это тогда, когда человек не просто хочет глазеть на достопримечательности со стороны, а хочет быть активным участником неких событий. Взять тот же Суздаль. У них есть замечательный фестиваль русской бани. В мае они собираются проводить очередной фестиваль. Есть Сабантуй в Татарстане. У каждого региона есть своя событийность, просто нужна информация. У нас, к сожалению, не умеют ее позиционировать, не умеют эффективно продвигать. Тем не менее, регионы должны встраиваться в единую маркетинговую систему продвижения под единым брендом России. Есть свои бренды, допустим, Байкал, Золотое кольцо, Серебряное кольцо, Большая Волга.

— Серебряное кольцо? Расскажите об этом.

— Серебряное кольцо, потому что купола церквей на северо-западе, на севере строили из особых пород дерева, которые имеют серебряный оттенок, металлический. Поэтому оно называется серебряным, а не потому, что оно хуже и дешевле, чем золото.

— Все удивляются, когда с нашими туристами за границей что-то случается и они оказываются никому не нужными. Я знаю, что вы предложили завести такой сервис регистрации тех, кто выезжает за рубеж. Что это за сервис?

— Действительно, сейчас идет проработка услуги, она формируется. Я думаю, что в ближайшее время она будет введена в эксплуатацию. Это будет единый сайт госуслуг, куда войдут и ресурсы Ростуризма. У граждан, которые выезжают за границу, появится возможность добровольно зарегистрироваться на сайте Ростуризма, чтобы мы могли оперативно с ними связаться в случае чрезвычайных ситуаций.

Проблему защиты наших граждан за рубежом нужно решать комплексно. Мы вынесли этот вопрос на международный уровень. И по нашей инициативе во Всемирной туристской организации сейчас создана рабочая группа по безопасности туризма, которая разрабатывает нормативный акт обязательного характера, который будет предложен для принятия другим странам. Речь идет о том, чтобы страны подписывались под определенными гарантиями обеспечения безопасности тех туристов, которые находятся на территории этой страны. Чтобы они не были заложниками споров хозяйствующих субъектов, когда наших туристов берут в заложники в отелях, когда один туроператор не заплатил другому. Нужно, чтобы государство вмешивалось в этот процесс. Чтобы россияне не были политическими заложниками в форс-мажорных обстоятельствах. Допустим, взорвался вулкан и аэропорт остановился, туристы вынуждены неделю, две недели сидеть в стране. Кто за них платит?…

— Туристы, когда уезжают из страны временного пребывания, у них, как правило, три копейки в кармане…

— Поэтому здесь необходимо развивать институт страхования, по максимуму страховаться от многих неприятных случаев. Страховаться нужно даже от потери багажа, повышать ответственность туроператоров.

Сейчас мы работаем над созданием компенсационного фонда, это экстренная помощь туристам. К фонду мы будем обращаться, чтобы возвращать наших туристов в случае несостоятельности туроператора. Безусловно, в этой связи повышается и роль наших консульских служб. И об этом руководство страны, Министерство иностранных дел неоднократно говорили. Мы очень плотно с ними работаем. Конечно, наши консульские работники находятся на передовой и часто берут на себя решение.

— Я знаю массу примеров, когда они не берут на себя решение…

— Чаще всего берут. Они люди скромные, не всегда доходит информация о той работе, которую они делают, но поверьте мне, они находятся в очень сложной ситуации.

Другое дело, надо понимать, что консульских точек не хватает. Возьмите Египет. У нас ближайшая консульская точка от Хургады или Шарм-Эль-Шейха находится в Каире, за 800 километров.

— А почему нет консульской точки в главных местах "паломничества" российских туристов?

— Мы надеемся, что МИДу нашему помогут открыть эти консульские точки. Лавров, по-моему, уже говорил, что будут открыты консульские точки в Шарме и Хургаде. Представительства Ростуризма мы планируем открыть в 2014 году. Уже первые представительства Ростуризма есть в Турции, Египте, Китае, то есть на основных направлениях рынка. Наши представительства будут заниматься как пропагандой России, так и оказанием помощи нашим соотечественникам, которые находятся там с туристическими целями.

— Какое место Россия как туристическая держава занимает среди стран мира?

— Поверьте мне, уникальное, самобытное, неповторимое и достойное.

Читайте также:

Уголки России: Шанцев ставит на туризм

Турфирмы обзаведутся "подушками безопасности"

Индия не хочет быть русской

Дешевые отели — шаг к цивилизации

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *