"Белое чудо" в Сочи. Когда Красная Поляна заменит Альпы?

В этом году март и апрель — самые снежные на горных курортах Сочи. "В Сочи едем на лыжах кататься. Давай с нами!" — зовут друзья. В Сочи? В апреле? На лыжах? Шутите! Но горнолыжные комплексы Красной Поляны встретили нас глубоким снегом. "Ничего удивительного! Март, а в этом году и апрель — самые снежные месяцы. Просто мало кто знает, вот и не едут", — объясняет местный таксист.

Профессия — ратракист

Весенние деньки принесли Сочи обильные снегопады — толщина покрова сейчас от 1,5 до 4,5 м. "Белое чудо" гарантирует сезон катания и дарит местным жителям возможность заработать. Популярность горнолыжного Сочи влияет на экономическое развитие всего региона. Налоговые отчисления курортов "Роза Хутор" и "Горки Город" за 2016 г. — почти 2 млрд руб. А социальный эквивалент востребованности спорткомплексов — 7 тыс. рабочих мест.

Александр Мороз прожил в посёлке Красная Поляна всю жизнь. "Сейчас уже забыли, как картошку на зиму запасать. Строительство началось, устроился водителем. Прошёл обучение, работал на снегоуплотнителе — ратраке, помогал готовить олимпийские склоны", — рассказывает он. Сегодня Мороз руководит бригадой ратракистов — 50 человек. Большинство — местные, но есть и приезжие: число жителей Красной Поляны за несколько лет выросло с 5 до 11 тыс. человек.

Белое чудо в Сочи. Когда Красная Поляна заменит Альпы?
Фото предоставлено пресс-службой Роза Хутор

Совершенно новый

Из затерянного в горах Сочи уголка Красная Поляна превратилась в туристский центр. На берегах горной реки Мзымты выросли целые городки, которые часто сравнивают с Карловыми Варами. "Только всё новое", — уточняют туристы. Да, у Красной Поляны своё импортозамещение — это единственные в нашей стране горнолыжные комплексы такого высокого уровня. Миллионам любителей горных лыж и сноубордов они в условиях санкций и высокого курса евро заменяют зарубежные горные склоны.

Но, судя по отзывам гостей и мнению профессионалов туриндустрии, горнолыжный Сочи пока ещё не готов полностью компенсировать Альпы, хотя по ценам курорты Красной Поляны выигрывают у европейских. Здесь дневной ски-пасс (билет на подъёмник) обойдётся в 2350 руб. (35 евро), стоимость дня катания на ведущих европейских курортах 45-60 евро. А у снега на склонах олимпийской столицы из-за близости к морю уникальная приятная текстура. Основная претензия туристов — ограниченная зона катания. На большинстве европейских курортов протяжённость горнолыжных трасс превышает 200-250 км.

"Чтобы полноценно "обкатать" трассы и провести на курорте 7-10 дней, лыжникам требуется около 200 км. В Сочи пока есть 3 курорта с разными зонами катания: 25 км — у "Газпрома", ещё 30 — у "Горки Город", 90 — у "Роза Хутор". Этого недостаточно. В пиковые дни катающихся очень много, а в остальные не хватает разнообразия", — считает Александр Курбангалеев, горнолыжник, редактор газеты "Краснополянская правда".

Созданная к зимним Олимпийским играм 2014 г. инфраструктура уже стала условием развития массового туризма. Официальная сумма, вложенная в развитие Сочи за последние несколько лет, — 1,3 трлн руб. Тоннели, мосты, автомобильные дороги и железнодорожные ветки, аэропорт, спортивные объекты сегодня служат не только сочинцам, но и гостям со всей страны. И горнолыжные курорты Сочи должны продолжать развиваться. Собственники обещают: в ближайшие 2 года Красную Поляну объединит единый ски-пасс: по одному билету будут доступны трассы всех трёх олимпийских комплексов. Для этого уже разработано предложение, которое позволит провести интеграцию программного обеспечения, создать дополнительные канатные дороги, увеличить протяжённость трасс. И тогда Сочи всё-таки составит достойную конкуренцию Альпам.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить