Витебск вновь окрасился в цвета Марка Шагала

Фестиваль в Витебске — пируэт над васильками

По мосту над рекой, опалово-серебряной, темным металлом сверкающей на солнце, течет яркая людская толпа. Пестрые шары рвутся в небо. В кружевные облака. Дети усыпали городские улицы своим чудесным юным светом-цветом. Женщины хороши в платьях-полянах. Нарядные барабанщицы, мастера-ремесленники в народных вышитых костюмах, семьи и парочки в приподнятом настроении — все в движении. Над амфитеатром плывут звуки музыки, микрофоны нарядно-хрустящими музыкальными голосами вплетаются в шум города. Будто весь город стоит у микрофона.

А город уникальный, прославленный, фестивальный — Витебск. В этом городе уже четверть века проходит фестиваль искусств. Яркий и беспримерный. Поток-праздник. Вихрь. Тайфун. Цветут васильки. Город синий от этого дивного цветка из породы репейников. Цветка, чей синий не знает соперников. Песни и разговоры окрашены в васильковый. В цвет Марка Шагала.

Музы пляшут и гадают на ромашках

Витебск

Что вам сказать про этот фестиваль? В Дне молодежи, например, приняло участие 50 тысяч человек. На уличных фестах, хеппенингах и концертах под открытым небом тоже были замечены тысячи людей. В амфитеатре все дни были аншлаги. Город жил фестивалем. С полной отдачей и сердечным жаром работал пресс-центр и его бессменный глава, душа, мотор — журналист и издатель Аркадий Шульман. Программ, встреч, выставок, концертов, фильмов и спектаклей было море. Хотя я лично не в восторге от шоу со словами "Я гадаю на ромашке, да-да-да…". Посмотрев шоу Кристины Орбакайте, я была очарована его финалом: "Это шоу — мы рядом, это шоу — я рада"…

В один из дней фестиваля я шла в толпе детишек. Видимо, вышел попастись летний городской лагерь. Один из отроков четко сказал мне в спину: "Алла Пугачева". "Кто?" — обернулась к нему я. "Ты!" — был немедленный ответ. А я -то думала, что ни на кого не похожа.

…Юноша легко подтянулся, встал на руки на перилах моста. Щелкнул фотоаппарат, парень громко провозгласил: "Да здравствует Витебск!" И золото куполов Успенского собора еще ярче заблистало в ответ.

Витебск — это прекрасно. Несмотря на то, что журналистов на этот раз не пускали на многие репетиции. И рьяные охранники рьяно регулировали вручение цветов и танцы на трибунах. И всюду успеть было немыслимо — слишком напряженной была программа. Но все равно хорошо, Витебск, что ты есть.

Музея затаенный свет

Витебский художественный музей — филиал мирового сонма великих хранилищ красоты. Здесь тихо и мягко звучат шаги, светло и вдохновенно распахиваются двери в стили, жанры, времена. В дни фестиваля посетители выглядят еще более заинтересованными, увлеченными. На фронтоне — имена Иегуды Пэна (Шагал называл его Юделем…) и Марка Шагала.

У Пэна, удивительного художника, учился и будущий прославленный белорусский скульптор Заир Азгур. И скульптура народного поэта Якуба Коласа работы Азгура, мощная, горделивая, встречает нас на мраморной музейной лестнице. Залы в сиянии июльского солнца. Иегуда Пэн — вот он. С его горькими раздумьями о доле, жизни, смерти. О нищете — и прелести девической кожи, об унизительном фарсе развода (как она поникла, эта беззащитная молодая женщина, беспомощная перед грозными судьями рабанута и мужем, который что-то злое и безжалостное говорит о ней, встав с раскинутыми руками перед суровыми раввинами)…Пейзажи Пэна — летопись нежной любви к этим домикам и палисадникам, низким крышам и скромным цветам. Художник умеет одним штрихом вызвать настроение, настроить и увлечь за собой. Портретность Витебска — так и названа эта выставка, эта экспозиция большого мастера, много сделавшего для мирового искусства, таинственно и страшно завершившего свою жизнь, человека, обладавшего грандиозным талантом…

Пустынный театр

В любом предложении должно быть подлежащее и сказуемое. Желательно, по крайней мере, чтобы они были. Чтобы слова не были хаотично разбросаны во времени и пространстве. Театр — та же речь, здесь без логики ничего не будет, даже если это театр абсурда. Должны быть завязка и развязка, градации, кульминация, развязка (пусть даже абсурдная). Спектакль "Искушение, или Последняя любовь Деда Мороза" по пьесе Дарьи Верясовой в постановке Гарольда Стрелкова очень точно соответствует речи без подлежащего — и без явной цели. Если, конечно, не считать целью показ малобюджетного антрепризного действа с небольшим количеством исполнителей. Но об этом чуть позже. Своеобразный "Фестиваль в фестивале", театральный марафон в программе фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске", всегда приносит море впечатлений, вопросов, споров. Театр постсоветского пространства, антрепризы и репертуарные труппы, год за выносят на подмостки академического театра имени Якуба Коласа поиски, тени режиссерского и административного эго — и финансовую трагикомедию. Иногда театральные экзерсисы могут смело быть названы кодовым именем "бюджетный дефицит", оплаканы и обогреты только лишь наличием той или иной "сериальной" звезды. Слабым и весьма неверным ее светом. В спектакле про Деда Мороза такой свет предназначалось излучать Марии Голубкиной. Ее партнером выступил Владислав Котлярский.

…Многоэтажный дом. Канун Нового года, на двадцать второй этаж с трудом поднимается разъездной Дед Мороз. Его заказала некая странная девица по имени Лилиана. Девица одета в костюм вечнозеленой ёлки, прячет лицо за карнавальной маской с длинным бержераковским носом. Зачем она заказала в свой пустой одинокий дом актера-надомника, давно оставившего надежды на блестящую карьеру и теперь — после трех неудачных браков и других жизненных ударов — разносящего по домам оплаченные поздравления и казенную, формально-безликую радость… Актер недоумевает, требует его отпустить, ищет ключ от входной двери. Тут интонация и ситуация немного перекликаются с тем моментом в опере "Богема", когда Мими и Рудольф ищут ключ в темноте…

У героев Дарьи Верясовой вообще наблюдается много разных аллюзий и всякого рода цитирований. Так, скажем, Лилиана бодро читает строчки "…жить приучил в самом огне, сам бросил в степь заледенелую…". И победно итожит, что это Ахматова. Цветаева (а это ее стихи) такой подход бы не одобрила… Ее собеседник брутален. Этот пьянчужка не желает и не умеет быть нежным и воспитанным. Толерантным. Белым и пушистым. Его обманули и измотали жены. Судьба состроила козью морду. Немногое доброе и цветное на его безрадостном маршруте блеснуло во время поездки в Египет. На экскурсии к пирамидам. "Здесь был…" — эти слова на вечном камне вдруг всколыхнули его душу, напомнили, что живем только раз. Второй попытки не дадут. Надо бы как-то обрести смысл жизни.

Театр со смыслом, театр для души

Польский венценосный режиссер Кшиштоф Занусси сделал в искусстве так много, что одно его имя являет собой символ, знак. Живой классик, обладатель "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля, лауреат Канн, он сделал невероятно много в кино, театре, сказал о мире и искусстве много смелых вещей. Обращался к интеллигенции, которую считает важной силой в обществе, силой, которая может что-то менять в обществе. Пьеса Уилли Рассела "Воспитание Риты" — элегантный бульвар, изящная бутоньерка, римейк мифа про Галатею. Профессор берется за воспитание парикмахерши Риты, девушки живой, динамичной, плохо образованной, не очень воспитанной. Но — очень обаятельной, со своими взглядами на мир, людей. Она милая, взрывная, непредсказуемая. В ней море энергии и драйва. Ее взгляд на литературу лишен базовых понятий, но и абсолютно свободен от клише.

В процессе обучения профессор все больше пьет, все чаще получает нарекания от начальства, а Рита становится все утонченнее, ее жизнь обретает новые краски, новые грани, и она почти уже парит в своих новых литературных небесах. И ясно, что девушка стала иной, ее выпрямила, вдохновила литература. Но беспримерный Кшиштоф Занусси не был бы собой, если бы ставил спектакль по "первому плану". Его режиссерская мысль гораздо изощреннее. Его подход — многомернее. Рита (ее играет Ирина Медведева) что-то утратила. Стала чуть больше похожа на всех умненьких и начитанных девушек. Ушли ее азарт и оригинальность. И свобода. И некая уникальность. Профессор Фрэнк (в этой роли Федор Добронравов) выцветает, теряет волю и яркость, не движется никуда — и некий его научный-университетский цикл завершается крахом. Его изгоняют. А Рита -как будто совершая ритуал — стрижет его, отдавая последнюю тихую благодарность за измененную судьбу и странности новой, чуть безликой, переодетой и перекроенной жизни…

О цирке, людях и Земле

Сказка Михаила Бартенева — попытка соединить полетность и надмирность волшебной истории с четкой установкой помочь взрослым в воспитании детей. Режиссер Михаил Климчук поставил на этом материале в Белорусском театре "Лялька" воспитательно-развлекательный спектакль "Город клоуна Пика".

Участвуют люди и куклы. И делают это превосходно! Дети ахают и аплодируют. Театр кипит и сверкает. И вот уже арена стала планетой, пустыня — олицетворением любого путешествия, любого расставания. А ножницы, самые обычные, стали символом творчества, созидания, волшебного процесса сотворения. Воспитание — самое главное дело. Без воспитания нет человека и человечества.

Надо сказать, что в театре, в сочетании с музыкой, сценическим светом, декорациями, костюмами, важнейшие жизненные ценности усваиваются легче и прочнее, чем в докучливых и бесцветных, всегда однотипных беседах на кухне.

Искусство учит развлекая. А усвоить базовые истины маленькому человеку необходимо. Иначе будут проблемы, и грустно, и плохо будет потом. Театр для детей — лучшая школа, лучший способ преподать истины поведения и жизни в человеческом обществе. "Что знаешь в детстве, знаешь на всю жизнь". Так сказала Марина Цветаева.

…Клоун Пик умеет жонглировать шариками, сохранять равновесие, стоять на голове. И создавать цветной и праздничный мир. Взмах ножниц — и сделана лощадка. Еще взмах — и уже есть наездница. Еще один — и вот уже цирковая семья готова играть с залом, заполненным чудесными юными зрителями, в разные игры. Лев Львович (лев, имеющий свое достоинство — и воспитанный, добрый) воспитывает вредного и злого дрессировщика. Клоун Пик доверительно говорит залу: пишите письма домой… не забывайте звонить родителям… Ножницы надо подавать лезвиями к себе — чтобы никого не порезать. Задавая вопросы или обращаясь за помощью, надо говорить "спасибо". Театр учит и предлагает модель. Вроде и без назидания — а со значением. Усваивается легко. В праздничном настроении.

Все актеры в спектакле работают азартно, мощно, радостно. С необыкновенной легкостью. С упоением. Ножницы преобразуют бумагу и ткани. Музыка рвется в сотоварищи и сподвижники. Родители с удивлением и пониманием наблюдают, как их чада полны интереса, смеются, кричат, затихают, когда на сцене решается важный вопрос. И сами естественно и легко живут и играют. "Славянский базар в Витебске" учит и радует умным цирком. Кто видел, поддержит меня, разделит мои восторги!

…А еще на фестивале был шагаловский цирк, были люди, лонжи, барабаны. Была неповторимая пластика детских-великих рисунков.

Московский театра кукол, теней и актера показал уникальный спектакль "Странный цирк Марка Шагала", режиссер Борис Чернышов. Эта "теневая"фантазия для детей и взрослых задумана в стиле циркового парада, в котором заняты нарисованные Шагалом персонажи. Они кувыркаются, ходят по проволоке, развлекают публику.

Немного неорганично выглядели архаичные клоуны-люди (что-то в стиле дель арте или пудреных париков и мольеровских пантомим). Это немного неверно настраивает с первых тактов. Хотя живой Шагал, Шагал в движении — это почти сенсация!

Пресса и звезды

Серия встреч с прессой традиционно стала составляющей "Славянского базара". Назавтра после фосфоресцирующего и космического шоу Сергея Лазарева (шум, обычный эффект большой роскоши и мелких, кукольных эмоций) все журналисты примчались на лазаревский "Звездный час". Акулы пера стеной стояли у микрофона. "Театр или эстрада?", привычки, вкусы, мелочи, попытки проникнуть за завесу личной жизни… Вопросы ни о чем. Ответы без информации. Все как в попсовых песнях: слова в никуда, ни о чем. Странно, просто непостижимо, как девушки и маленькие девочки, примерно лет с восьми и далее, горячо и убежденно кричали в зале "Ла-за-рев", размахивали цветами с упорством, достойными лучшего применения, стенали в такт незамысловатым песенкам…

Вторым по количеству присутствующих в зале журналистов был "Звездный час" Максима Галкина. Здесь тоже героя встречи пытались расспросить на тему жены и детей, создавалось впечатление, что господин Галкин интересен и важен только своим семейным положением…

В пресс-центре фестиваля прошел круглый стол с очень серьезным названием "Культура и искусство как источник развития духовно-нравственных ценностей. Роль СМИ в формировании общего культурного пространства славянских народов". За столом собрались министр информации Республики Беларусь Лилия Ананич, председатель Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь Геннадий Давыдько, художественный руководитель театра "Лялька" Виктор Климчук, директор Национального исторического музея Олег Рыжков, популярный и очень серьезный эстрадный исполнитель Петр Елфимов, генеральный директор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов и др. Любопытствующих, журналистов, пожелавших поприсутствовать при серьезной беседе, было очень мало. Считанные. Видимо, вопрос первых творческих опытов юных наследников семейства Пугачевой-Галкина волнует пишущих гораздо больше, чем громоздкая проблемная тема "культура и искусство как источник"…

Директор Национального исторического Олег Рыжков рассказывал о беспримерных проектах, о поиске, о новациях и попытках идти навстречу времени и новому посетителю музея. Виктор Климчук, интересный, своеобразный режиссер-кукольник, точно поставил вопрос о духовности. О том, что попсовая музыка — при всей ее шумной популярности и народной всеохватности — не есть главный смысл и основная задача. Что есть еще и другие пути и формы, что хорошо бы привлекать молодежь к серьезному театру, к сложному, глубокому искусству. И именно на таком фестивале, как "Славянский базар в Витебске", можно искать иные горизонты, новые возможности воздействия на душу.

Глава InterMedia Евгений Сафронов говорил о битве, которая идет в сфере культуры. О том, какую опасность представляет засилье американского кино (а это уже стало проблемой для всех стран, искать выход из "блокбастерового тупика" — необходимость).

Говорили по-деловому. Слова звучали хорошо и правильно. Оптимистично. Жаль, что журналисты не нашли возможность прийти на этот разговор, поддержать, задать свои вопросы…

Конкурс: звуки корриды

Международный конкурс исполнителей эстрадной песни "Витебск -2016" стал одной из главных интриг фестиваля. Пели громко и старательно. Режиссерские приемы вступления к конкурсным концертам были выше всех похвал. Балет и гимнасты, эффектный свет, мимы и сполохи огня — все в фестивальном шоу поражало воображение. Молодые певцы были полны надежд, обаяния. Жюри во главе с Валерием Леонтьевым выдало гран-при Алексею Гроссу из Белоруссии. Запомнилась Элеонора Веккьо из Италии, милый Адам из Казахстана. А самой яркой показалась израильская певица Анна Тимофей.

Анна Тимофей
Анна Тимофей

 Будем справедливы: конкурсы — это всегда некая условная коррида. Шоу. Ринг для публики. Нельзя выявить лучшего по всем показателям. Что в балете, что в игре на рояле, что на эстраде. Есть разного рода конъюнктура. Есть политика. Диктат вкуса одного человека или группы. Есть ошибки. Валерий Леонтьев сказал нам про Аню Тимофей после завершения соревнования: "Это не ее конкурс". Наверное, он прав.Сочетание хрупкой силы, щемящей искренности, запоминающегося большого голоса, сдержанный, но аутентичный стиль создают поистине очаровательный, завершенный облик исполнительницы. Баллы всей этой харизмы и прелести не отразили. Зал дружно возмущался решением уважаемого жюри. Журналисты встали. Мой коллега Сергей Соседов бурно оспаривал баллы, полученные Аней. Со всей своей человеческой и профессиональной страстью.

Сочная жизнь овощей

В театральном фойе разместилась выставка канадско-израильского фотохудожника Алика Замостина. Выставка получила название получила название "Овощной базар". Эти композиции, в которых странно сочетаются живые и неживые предметы, увядшее, цветущее, банальное и редкостное. Каждая фоторабота — притча. Каждая сценка — тонкое наблюдение. Игра света — и юмор. Едкая ирония, грустная мудрость. Намеки на эротизм, скрытый во всем, разлитый на каждом шагу в нашем старом мире. Отзвуки басен, анекдотов, жизненная усталость и романтическая, мальчишеская наивность в обращении с этими перцами, бананами, связками моркови, лимонами, всем знакомая грозная надпись "руками не трогать". Наставление: "Возврату и обмену не подлежит". Вопросы и варианты ответов…

Много пищи — но история не про еду, не про цветение, и даже не про неожиданные ракурсы. История — про нас с вами. В этом -то вся и соль. Да, именно соль к базарным овощам. Красивая экспозиция. Неожиданная. Оригинальная в своей овощной и назидательной палитре.

Что я хочу сказать на прощание? Прощаться всегда грустно. Всегда хочется задержать в руке, в памяти, в сердце лучшие мгновения. Пусть все так и будет — лето, Витебск, фестиваль. До скорого!

Автор Инна Шейхатович
Инна Шейхатович — культуролог, музыковед, литературный и театральный критик *
Обсудить