Боб-арт, пена на крыше и другие изыски современного танца

Фестиваль Open Look — танцы обо всем

Знаменитое "Болеро" со стриптизом, пожарная пена на крыше бывшего завода, заливающая актеров и немного зрителей, красивые девушки, скатывающиеся вниз по лестнице Новой сцены Александринского театра, почти неподвижный реквием в стиле "буто" по погибшим во время геноцида армянам, грекам и ассирийцам, — все это смогли увидеть зрители фестиваля современного танца Open Look, прошедшего в Санкт-Петербурге.

Гости фестиваля увидели также комическую "Муху в повидле", а еще философские спектакли о смысле жизни, о борьбе за место под солнцем, о сложных отношениях между современными людьми. И все это рассказывалось без слов, при помощи пластики, далекой от классической балетной, но уже неплохо освоенной в России за 25 лет существования жанра контемпорари — современного танца.

За десять дней фестиваля помимо двух программ — зарубежной и российской, прошло около 20 мастер-классов европейских хореографов, круглый стол о развитии современного танца в России с участием известных критиков и исследователей этого молодого для нашей страны вида искусства. Эксперты "Золотой маски" отбирали здесь спектакли для программы будущего года, а спектакль "Балета Москва" "Кафе Идиот" (хореограф Александр Пепеляев), уже получивший "Золотую маску" в этом году, с аншлагом завершал фестиваль.

"Сейчас в России работает уже третье и четвертое поколение танцовщиков контемпорари. Родился он не в столицах, а в городах, вообще не бывших культурными центрами: Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Кострома, Владивосток. Хотя Петербург, храня академические традиции танца, долго сопротивлялся контемпорари, но наконец его тоже признал", — рассказывает Вадим Каспаров, создатель и руководитель петербургского Дома танца "Каннон данс", вот уже в 18-й раз организовавший вместе со своей супругой Натальей фестиваль Open Look.

В международной программе зрители увидели семь танцевально-пластических спектаклей, в российской, названной "IV Национальная платформа современного танца и театра Russian Look" — десять. Пять работ представили хореографы-резиденты Дома танца "Каннон Данс", выпускники студии супругов Каспаровых.

Но при чем тут "Болеро" Равеля со стриптизом? "Болеро" — это заключительный номер спектакля "Боб-арт", привезенного в Россию бывшими танцовщиками труппы Мориса Бежара, а теперь — участниками группы "Cie Opinion Public". Профессионалы классического балета не только освоили угловатый контемпорари, но и спародировали популярную культуру в легком и смешном танцевальном спектакле.

А девушки на лестнице — это еще одна часть фестиваля, перформансы, исполненные в фойе Новой сцены Александринского театра. И название этого перформанса было довольно подходящее — "ПриЛЕСтницы", хотя другая работа, показанная здесь же — хореографа Таи Савиной — стала полной его противоположностью, драматичным повествованием о "хаосе в гармонии".

Танцовщики превращались в элементарные частицы в спектакле "Квантум", поставленном хореографом Жилем Жобаном во время его творческой резиденции в лаборатории "ЦЕРН" и представленным впервые год назад там же, прямо над андронным коллайдером; исчезали в причудливых 3D-инсталляциях ("Утопия" Франка Вигро из Франции); сражались с выстроенной стеной и друг другом в норвежском спектакле "На пределе момента" (хореограф — Кари Хоаас); перетанцовывали загадочный кинетический объект-робот, специально сконструированный для спектакля ("Теоретическая модель абсолютной свободы" Ольги Пона из Челябинска, многократного лауреата "Золотой маски"); ловили "муху" в повидле (спектакль из Ставрополя, города, только что появившегося на карте российского контемпорари). Танцовщики рассказывали языком пластики о человеческих отношениях: "АхматМоди" Мити Федотенко представил любовную драму Анны Ахматовой и Амедео Модильяни.

Реквием по геноциду (спектакль назывался "Embers") исполнила российско-шведская танцовщица Ирина Ануфриева, избрав малоподвижную, но очень экспрессивную технику "буто" — публика расходилась в глубоком молчании, пережив ощущение трагизма и безысходности.

Ну, и конечно, пена на крыше — это спектакль инженерного театра "АХЕ", вольная интерпретация "Пены дней" Бориса Виана с множеством почти цирковых трюков (с водой, огнем, вращающейся деревянной конструкцией, в которой актеры без страховки совершают весьма опасные для жизни физические действия, заставляя зрителя изрядно понервничать).

На фестивале выступили танцтеатры из Норвегии, Польши, Франции, Бельгии, Испании, Нидерландов и Швейцарии, а также из семи городов России. Он прошел при поддержке комитета культуры Санкт-Петербурга.

Автор Елена Юшкова
Елена Юшкова — журналист, культуролог, внештатный корреспондент Правды.Ру *