Российские вузы готовят ненужных специалистов?

На днях Дмитрий Ливанов, замглавы Минобрнауки РФ, раскритиковал российскую систему высшего образования. Анализируя весь комплекс проблем, упомянутых чиновником, понимаешь одну вещь: все жалуются на деньги. Преподавателям платят мало – факт. На образование и на науку выделяется недостаточно средств – тоже факт. Студенты жалуются на низкие стипендии, но – что гораздо важнее – их самих, как и Ливанова, волнует проблема трудоустройства после обучения.

"Сегодня структура и уровень подготовки кадров (в вузах) не соответствует запросам экономики сегодняшнего дня и той экономике, которая будет создана завтра", - сказал замглавы Минобрнауки РФ, выступая на собрании научно-педагогической общественности в Санкт-Петербурге.

"В настоящее время разрыв в технологическом развитии между Россией и странами-лидерами не только не сокращается, но и по некоторым направлениям продолжает увеличиваться", - отметил Ливанов. Чтобы покончить с позорным отставанием, он предложил ужесточать требования к качеству научно-исследовательской деятельности, которая, по его словам, во многих вузах находится на низком уровне.

Не во всем чиновник был столь критичен. Ливанов также отметил, что "в целом высшие учебные заведения сегодня развиваются достаточно динамично, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ежегодно растет". А ликвидировать технологическое отставание России от ведущих европейских держав поможет развитие системы высшего образования.

Найти хорошо оплачиваемую работу по специальности сейчас трудно. Отошла в далекое прошлое система распределения студентов после окончания вузов, а что вместо нее – неясно. Тысячи новоиспеченных юристов и экономистов не могут найти себе рабочее место – избыток кадров.

А на предприятиях жалуются на нехватку качественных специалистов: технари нынче «не в моде». «Давно были бы в моде, если бы платили хорошо!» - утверждают сами студенты.

Жалобы на низкое качество современного вузовского образования поступают уже давно. Тому причиной и плохая подготовка кадров, и засилье коммерческих вузов-«однодневок», где студенты просто ничему не учатся, да и банальное падение интереса у студентов к учебе.

Опросы говорят, что год от года все больше людей думают, что в советское время уровень подготовки выпускников ВУЗов был выше. Очень большое количество жалоб поступает на качество образования в филиалах известных ВУЗов.

Людмила Коханова, профессор, доктор филологических наук:
«В большинстве случаев в высшей школе работают люди, преданные своему делу, и они стараются максимально поддерживать связь с рынком, с работодателями. Если подходить к любому делу с любовью, то в любых условиях можно решать вопрос подготовки на высокопрофессиональном уровне».

Кирилл, молодой преподаватель:
«Проблема в том, что мы выпускаем такое количество специалистов, которое в любом случае не требуется. Я работаю в филиале МАИ сейчас. Большинство ребят работают на заводе и учатся. В результате даже одна не лишком большая группа студентов практически не загружена, т.к. мало заказов. Мораль: надо начинать не с институтов, а с предприятий - т.е. уже предприятия должны быть заинтересованы в таком количестве специалистов. Потом уже надо думать о качестве образования».

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Темы школа
Обсудить