Решение проблемы с парковками в Москве

Проблема парковок – в головах и кошельках

Одна из самых больных тем для российских городов — ситуация на дорогах. Когда власти всерьез взялись за неправильно паркующихся автомобилистов, в Сети пошла волна комментариев. Радует, что среди словесного мусора и матерщины по принципу "чума на оба ваших дома" — в адрес и чиновников, и водителей — есть заметки с конструктивными предложениями.

Наблюдательному москвичу и даже приехавшему в столицу гостю видно: как ни освобождай проезжую часть улиц, пробки от одной только этой меры никуда не исчезнут. Другое дело, когда к решению этой задачи подойдешь не просто как "художник" и опишешь ситуацию, а поверишь гармонию алгеброй. Или, на худой конец, арифметикой.

Что и сделал пользователь Livejournal Максим Кац: "Парковки занимают очень много площади. Одно парковочное место занимает минимум 15 квадратных метров. Для сравнения, одно рабочее место в офисе занимает примерно 10 квадратных метров. В Москве, в среднем, на одного человека приходится около 25 квадратных метров жилой площади. Выходит, что парковочное место занимает 150 процентов площади офиса и 60 процентов от площади жилья. Выходит, что для размещения всех желающих припарковаться около 20-тиэтажного жилого дома должна стоять 12-тиэтажная парковка. А около 20-тиэтажного офисного здания — 30-тиэтажная".

Читайте по теме: Платные эстакады поборются с пробками

Блогер подсчитал, если сейчас в Москве на тысячу жителей 370 автомобилей, то для 20-тиэтажного жилого здания необходимо 4,4 этажа парковок. "Для 20-тиэтажного четырехподъездного дома (около 26 тысяч квадратных метров жилья) даже при текущем уровне автомобилизации понадобится примерно 5,8 тысячи квадратных метров парковок. Если расположить их на одном уровне, то выйдет примерно площадь полноценного футбольного поля".

Большие города и разные прочие сити не всегда могут себе позволить только экстенсивный путь развития, постоянно расширяясь за счет городов-сателлитов. А центр вообще никуда не сдвинуть с места!

"В центр Москвы сейчас ежедневно ездит около 2,5 миллиона человек. При текущем уровне автомобилизации на машинах в центр должны приезжать около 37 процентов из них, то есть ежедневно в центр должны приезжать 925 тысяч автомобилей. То есть у нас в центре города можно разместить порядка 102 тысяч автомобилей без ущерба городской среде и около 130 тысяч автомобилей с огромным ущербом. Может быть, можно даже еще чуть-чуть поднапрячься, нарисовать парковки вообще везде, отменить вообще все тротуары, занять все площади с памятниками, разрешить парковку в несколько рядов и получить 150 тысяч парковок. Но больше никак не влезет. Просто физически, никак. Независимо от того, из какой партии мэр и сколько "пилят" городские чиновники, больше машин никак не разместить на улицах. А нужно 250 тысяч мест".

Вопрос поставлен ребром и требует немедленного ответа. Похоже, что у автора такой ответ имеется, раз он видит разрешение проблемы в строительстве специальных сооружений: "Если строить трехэтажные подземные парковки, то их нужно 166 штук в ЦАО построить (для сравнения, станций метро в ЦАО 53). Стоимость одного только строительства одного машиноместа на подземной парковке составляет примерно 676 тысяч рублей. Чтобы построить 100 тысяч машиномест, нужно потратить 67 миллиардов рублей".

Читайте также: Роскошное авто — давно уже не роскошь

Проблема парковок – в головах и кошельках. 266618.jpeg

Предложив разумное конструктивное решение, Максим Кац тут же выхватывает следующее звено проблемы, чтобы и его рассмотреть под увеличительным стеклом: "Если мы ценой нереальных усилий и денег сделаем 100 тысяч парковочных мест в центре, то эти люди перестанут ездить в центр на метро, сядут в автомобили и поедут на них на работу. И у нас опять будет проблема — при 250 тысячах парковочных мест в центр станет приезжать ежедневно 850 тысяч автомобилей! Даже если опустить ту проблему, что у нас заткнутся все дороги на подъездах к центру и сами собственно дороги в центре (так как пропускной способности не хватит), то нам все равно нужно будет строить еще 600 тысяч машиномест! Визуальное восприятие ситуации водителями никак не изменится — как невозможно было найти парковку в городе раньше, так же невозможно будет найти ее и теперь".

После мрачного футуристического прогноза об исчезновении Москвы, оккупированной парковочными стоянками и местами (даже соответствующая карта прилагается), Максим Кац уверенно опровергает тезис тех, кто требует сначала понастроить парковок, а потом уже вводить какие-то запреты. Спасение блогер увидел в… деньгах.

Читайте по теме: Автовладельцев загонят на парковки штрафами

"Деньги надо направлять не на строительство развязок и парковок, а на строительство быстрого и комфортного общественного транспорта, развитие метро, велоинфраструктуры и т. д. — в общем, развивать такие способы перемещения по городу, на которые требуется меньше свободной площади. Коммерческие подземные паркинги тоже должны появляться. Но и то, и другое возможно только тогда, когда из головы у людей вышла формула того, что ездить по городу свободно и парковать свою машину бесплатно в любом месте — это неотъемлемое право, а все эти знаки и запреты будто ерунда полная. Пока философия в голове такова, то никакого спроса на подземные паркинги, никакого спроса на хороший общественный транспорт не будет", — пишет Кац.

После краткого публицистического спича последовал вывод. Используя терминологию философа Гегеля, назовем все вышеизложенное тезисом, антитезисом и синтезом. В результате в чистом осадке имеем следующий вывод:

"Первые, кто выиграет от платности парковок, будут автомобилисты. Для них, если установить нормальную ценовую политику, исключить бесплатные места и четко брать штрафы, будет точно понятно — или ты платишь определенную сумму и ездишь по городу без адских пробок, или ты едешь на метро. Те примерно 60 процентов автомобилистов, которые решат платить, будут ездить намного быстрее. Те 40 процентов, которые пересядут на общественный транспорт, создадут запрос на нормальный транспорт. По-моему, такое регулирование намного адекватнее, чем наше текущее "кто готов терпеть полтора часа пробок, тот на машине; кто нет — едет на метро".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *