Волонтерский труд могут внести в трудовой стаж

На Олимпиаде без волонтеров не обойтись

Речь о тех, кто готов заниматься благотворительной и волонтерской деятельностью. Но чтобы заинтересовать граждан в бесплатной работе на благо общества, моральных стимулов недостаточно. Нужно, например, приравнять волонтерский труд к работе по специальности. При правильной популяризации благотворительности, она может быть очень выгодна государству.

Новые поправки в закон о благотворительной деятельности предполагают, что работа в качестве волонтера в благотворительной организации может быть засчитана как трудовой стаж. Поскольку одним из авторов поправок стала вице-спикер Госдумы Светлана Журова, можно не сомневаться в их благополучном принятии в самое ближайшее время.

Для чего государству потребовалось таким существенным образом стимулировать добровольческий труд, понятно — в скором времени Россия будет принимать такие серьезные мероприятия, как зимняя Олимпиада в 2014 году и чемпионат мира по футболу в 2018. А как известно, такого рода события всегда проводятся при значительном участии волонтеров. И одними моральными стимулами — поработать на престиж страны — тут явно не обойдешься.

В западных странах, где благотворительная деятельность давно уже стала своего рода почетной обязанностью, тоже задействованы вполне конкретные стимулы по привлечению граждан к бесплатному труду на благо общества. Помимо налоговых льгот, это и еще весьма существенные репутационные бонусы. Стало уже почти правилом, что человек, заботящийся о своей репутации в глазах общества, должен в той или иной степени заниматься благотворительностью.

Подобный моральный стимул может оказаться вполне материальным преимуществом, например, при поступлении в престижный вуз или при приеме на работу. Дочка моей знакомой, собирающаяся поступать в один из университетов США, была немало удивлена, когда в приемной комиссии ей предложили представить не только результат экзаменов, но и отчет о своей волонтерской работе. В престижной московской школе этому, естественно, не учили.

Читайте также: Трудовая книжка: эпилог?

По оценкам экспертов, в тех же Штатах до 50 процентов населения так или иначе участвует в работе благотворительных организаций. А по данным Сергея Попова, председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, общий вклад добровольцев в экономику Европы и США доходит до 10 процентов ВВП. И это более чем серьезно. Что касается России, то в 2008 году, по оценке Попова, добровольцы "наработали" на 14,5 миллиардов рублей.

Получается, что сфера благотворительности из своей морально-нравственной категории давно уже перешла в экономическую. И это значит, что государство должно быть заинтересовано в создании серьезных стимулов для этой деятельности, а не полагаться только лишь на сознательность самих граждан.

"Я вообще удивляюсь, что наше государство так долго не обращало внимания на благотворительную и волонтерскую деятельность. Поскольку здесь масса очень важных моментов для развития общества. В том числе и реализация людей, высвобождение их личностного потенциала, когда они чувствуют свою реальную необходимость кому-то, не говоря уж об экономике", — считает Елена Тополева-Солдунова, руководитель рабочей группы Общественной палаты по развитию благотворительности.

То, что волонтеры — это не только те, кто в свободное время развозит игрушки по детским домам, но и реальная сила, власти особенно остро осознали во время поистине всероссийских лесных пожаров летом 2010 года. Тысячи добровольцев тогда принимали личное участие в борьбе с огнем. При этом во многих местах именно их помощь оказалась решающей. В том числе и материальная — когда люди за свои средства приобретали самое необходимое — рукавицы, лопаты, рукава для воды. Именно добровольцы собрали миллионы рублей на помощь пострадавшим от пожаров, а зачастую и лично развозили предметы первой необходимости.

Возможно, власти справились бы с проблемой и без помощи добровольцев, но наверняка, потери и ущерб в этом случае были бы гораздо значительнее. Именно после летних пожаров были приняты ряд поправок в Налоговый кодекс, благодаря которым некоммерческие организации, занимающиеся благотворительностью, получили серьезные налоговые льготы. А добровольцы, в частности, были освобождены от уплаты налога с так называемого "дохода" в виде бесплатного проезда к месту волонтерской работы и проживания там.

Читайте также: Теперь болеть совсем не вредно

Включение волонтерской деятельности в общий трудовой стаж — очередная мера в этом ряду. Правда, как считает Елена Тополева-Солдунова, главное, чтобы государство не зарегулировало эту сферу "из лучших побуждений". Как это получилось с так называемыми "книжками волонтера", куда, по замыслу начальства, добровольцы должны вносить свои достижения. По словам Елены, в результате сверху спустили план по количеству волонтеров, и в их ряды стал записывать всех подряд.

А по мнению Ильи Екушевского, создателя общественной организации "Клуб волонтеров", прежде чем оценивать стаж работы добровольца, не мешало бы ввести волонтерский стандарт: "В нашей организации есть люди, которые уже несколько лет занимаются этой деятельностью каждые выходные, а есть студенты, которые просто один раз привезут игрушки в детский дом. Уравнивать тех и других тоже было бы несправедливо".

Но и Елена Тополева-Солдунова, и Илья Екушевский отмечают одну очень важную тенденцию — идея добровольчества и благотворительности становится все более популярной в обществе. По оценке Ильи, ежегодный прирост желающих принимать участие в работе в "Клубе волонтеров" составляет 10-15 процентов.

Причины, по которым люди приходят к занятиям благотворительностью, у всех разные. Одну из них неожиданно вывел создатель Музея современного искусства в Перми Марат Гельман, выступавший на конференции "Благотворительность в России". По его мнению, волонтерство — это способ не только помогать тем, кто нуждается в помощи, но и самому себе: "80 человек, работавшие волонтерами при создании нашего музея, впоследствии поменяли работу. И сделали это, благодаря новым возможностям, открывшимся перед ними в результате их благотворительной деятельности".

Если учесть, что, по различным социологическим данным, как минимум, две трети людей работают на нелюбимых работах и поэтому несчастливы, видимо, эти 80 человек, нашедших себя через волонтерскую деятельность, точно стали гораздо счастливее.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить