Деловой этикет: хочешь сделать карьеру - научись слушать

Светские беседы — в давние времена были привилегией избранных. Высокородных отпрысков искусству ведения разговора учили гувернеры и учителя риторики. Без умения вежливо поддерживать беседу, желания терпеливо слушать — и сегодня карьеры не построишь.

Согласитесь, слушать других людей во много раз полезнее, чем говорить самому. То, что скажите вы, вам уже известно, а мысли другого человека могут научить, показать суть предмета обсуждения с другой стороны. Казалось бы — что тут сложного: сиди и слушай? Но, по мнению психологов, слушать гораздо сложнее, чем говорить самому.

«Умение внимательно и терпеливо выслушать человека, с которым вы беседуете, показав при этом благожелательность, симпатию, сочувствие к нему, — это истинный талант», — говорится в справочнике по этикету Людмилы Васильевой-Гангнус. Благо, талант этот не только дается свыше, но и при желании развивается.

Во время беседы старайтесь периодически смотреть своему собеседнику в глаза, подтверждайте свой интерес кивками головы, короткими репликами. Но не следует назойливо рассматривать человека с ног до головы или впиваться взглядом. Правила хорошего тона запрещают слишком близко подходить к собеседнику и прикасаться к нему даже во время самой оживленной беседы. Улыбайтесь. Искренняя, доброжелательная улыбка поможет вам в любой ситуации.

Слушая человека, старайтесь проникнуться его интересами, задавайте вопросы, возникающие у вас при его рассказе. По возможности не подсказывайте и не поправляйте собеседника, особенно если он старше вас. Не спешите возражать и спорить, не выслушав до конца. Если вы не намереваетесь нанести человеку оскорбление (а это уже моветон), не отворачивайтесь, не зевайте, не ройтесь в столе или сумке, не звоните по телефону, не заводите параллельно разговор с другим собеседником.

Если следовать законам хорошего тона, нельзя высказывать свое мнение категорично. Лучше использовать слова: «Мне кажется, что...», «По моему мнению..». Произнося «Это абсолютно неверно!», «Вы неправы!» — вы обвиняете собеседника во лжи, и поэтому такие фразы лучше избегать. Если компромиссное обсуждение невозможно, лучше промолчите. Но если чужая точка зрения заинтересовала вас, участвуйте в обсуждении, соблюдая законы искусства полемики — излагайте свою позицию спокойно, без раздражения и ненужных эмоций.

Избегайте реплик, которые могут обидеть. Воспитанный человек никогда не будет задавать вопросы и делать замечания, которые унижают национальное достоинство человека. Оскорбительные замечания по отношению к какой-либо социальной группе, расе или конкретной личности категорически недопустимы, и уважающий себя человек не должен участвовать в таких разговорах. Необходимо или попросить сменить тему разговора, или покинуть собеседника.

Вопреки устоявшемуся мнению, психологи рекомендуют делать в разговоре небольшие паузы. Пауза позволяет собеседникам подумать, оценить реакцию на сказанное, сменить тему разговора.

Если вы чувствуете, что собеседник злоупотребляет вашим вниманием, можно извиниться, вежливо сказать, что вы заняты, и попросить перенести разговор на другое время. Дебра Файн, известный специалист, преподаватель и автор книг, обучающих искусству светской беседы, советует давать сигнал о завершении разговора — нечто вроде белого флага, предупреждающего об окончании гонки после следующего пересечения финишной черты. Например, можно сказать: «Через минуту я должна идти».

Даже если разговор не был вам приятен, прощайтесь доброжелательно, вежливо. Использование дежурных фраз: «Приятно было с вами поговорить», «Рад был с вами познакомиться», «Мы замечательно поговорили» и т.п. поможет сохранить деловой контакт.

Читайте по теме «Деловой этикет»:

Ваши жесты красноречивы

Кабинет как зеркало хозяина

Переговоры как тест на профпригодность

Автор Гульнара Кирпичева
Гульнара Кирпичева — корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Обсудить