Спасение отдыхающих — дело самих туристов

Крах туристической кампании "Ланта-тур" — первый в этом году, но далеко не последний. Будут и другие банкротства, пообещали в Российском союзе турииндустрии. А это значит, что зарубежный отдых для российских туристов становится все более непредсказуемым. Но пока турбизнес не готов предложить эффективных мер борьбы с подобными ситуациями. Получается, что спасение "утопающего" — в смысле, туриста, исключительно его личное дело. Он должен быть всегда готов по второму разу заплатить за отель и билет. Но в таком случае, какой смысл пользоваться услугами турфирм?

Читайте также: Туризм в России меньше чем туризм

После ряда банкротств мелких турфирм эксперты рынка предложили российским туристам универсальную, казалось бы, формулу: в первую очередь обращать внимание на срок работы компании, ее репутацию на рынке. И вот выяснилось, что и это не является гарантией того, что ваша турпутевка окажется "липовой". "Ланта-тур" в бизнесе уже 20 лет, работает с более чем сорока направлениями — неудивительно, что ее объявление о приостановке деятельности прозвучало как гром среди ясного неба.

На момент этого сообщения (28 января) за рубежом находились 2700 российских туристов — клиентов "Ланта-тур". И у большинства из них немедленно начались проблемы: хозяева гостиниц в Таиланде, Индии, Индонезии, Вьетнаме и даже Италии шантажом и угрозами стали требовать оплатить проживание по второму разу. Кое-где дело дошло даже до физического насилия. Отличились и сами работники прогоревшей фирмы.

По словам Ирины Тюриной, пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (далее РСТ), официальные гиды, продававшие экскурсии в стране пребывания, исчезли вместе с отданными им деньгами. А с делегации ученых, вылетавших из Шереметьево в Париж на конференцию, курьер "Ланта-тур" потребовал 10 тысяч рублей с каждого за то, чтобы просто получить обратно свой паспорт.

И тем не менее, Ирина Тюрина считает, что масштаб произошедшего с туристами не катастрофичен: "Проблем с транспортом нет — все основные авиаперевозчики подтвердили, что вывезут всех туристов по их билетам. А стоимость путевок будет компенсирована из страхового покрытия".

Читайте также: "Арабская весна" русскому туристу не страшна

Действительно, у "Ланта-тур" — в отличие от обанкротившегося в 2010 году "Капитал-тура" — солидная страховка в 100 миллионов рублей в компании "Ингосстрах". Этого хватит, чтобы вернуть деньги всем туристам. Разумеется, при условии, что их траты будут официально подтверждены. Получить компенсацию за вымогательство курьера в аэропорту точно не удастся. Ну, а пока что тем туристам, которые не хотят внезапно прерывать свой отдых, придется вторично заплатить за проживание в отеле.

Руководитель правового департамента Российского союза туриндустрии Георгий Мохов на пресс-конференции руководства РСТ дал несколько советов туристам, попавшим в подобную ситуацию: "Сохранять хладнокровие, вызывать консула РФ, правильно оформлять все платежные документы". То есть туристам предлагается самим выпутываться из неприятного положения по мере возможности. Правда, представитель РСТ вылетел в воскресенье в Таиланд для переговоров с местными отельерами. Но ведь аналогичные проблемы возникли и в ряде других стран.

А ведь клиентам "Ланта-тур" еще действительно повезло, что у компании оказалась столь серьезная страховка. Как известно, клиенты "Капитал-тура" не получили ни копейки, поскольку страховая компания, в которой была застрахована турфирма, вслед за ней объявила о своем банкротстве. Но дело в том, что, как сообщил первый вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, "финансовая страховая гарантия на 100 миллионов рублей имеется только у одного процента турфирм, у большинства — а их порядка 400 тысяч — в лучшем случае 30 миллионов гарантии". Это значит, что если обанкротится следующая турфирма и у нее будет небольшая сумма страховки, туристы попросту не получат назад все свои деньги.

Читайте также: Российских туристов защитят от турфирм

 

А то, что серьезные проблемы есть не только у "Ланты-тур", в РСТ не скрывают. По словам Юрия Барзыкина, "обвала на рынке не будет, но банкротства ещевозможны". Происходит подобноепо одной причине — недостаток оборотных средств, когда деньги, полученные от одних туристов, идут на оплату туров для предыдущих групп. Своего рода принцип финансовой пирамиды, которая рано или поздно рушится. А недостаток денег эксперты РСТ объясняют тем, что на рынке много демпингующих фирм, предлагающих цены турпакета гораздо ниже его реальной стоимости. Именно подобной тактикой отличался "Капитал-тур", решивший таким образом захватить рынок и погоревший на этом. В свою очередь, "Ланта-тур" не хватило относительно небольшой суммы в 30 миллионов рублей, чтобы перекредитоваться и провести срочные платежи — банк отказал в выдаче денег.

Впрочем, туристам все эти подробности мало интересны — они-то платят деньги турфирмам вовремя и в полном объеме, иначе с ними просто не заключат договор. Но при этом всегда оказываются крайними в случае непредвиденных ситуаций. Совет от Ирины Тюриной — не покупать дешевых путевок — также мало убедителен. Покупатель всегда будет искать свою выгоду. А для недобросовестного продавца нужно создавать соответствующие условия работы, чтобы мошенничать было невыгодно.

Союз туриндустрии предлагает в качестве выхода из подобных ситуаций страхование каждого индивидуального тура. В этом случае, по словам Юрий Барзыкина, туристу будет гарантировано возвращение его средств. А если страховая кампания обанкротится, как это было в ситуации с "Капитал-тур"? К тому же страховка увеличит стоимость тура.

Дмитрий Давыденко, генеральный директор Центра защиты и помощи гражданам за рубежом, считает, что подобная мера проблему не решит: "В таких ситуациях, как с "Ланта-тур" требуются средства, которые можно использовать моментально — для оплаты тех же отелей. Туроператор должен иметь оперативный фонд, откуда можно сразу перечислить необходимые средства". Кроме того, по мнению Давыденко, необходим обязательный аудит туроператора, чтобы "поймать" кризис на его начальной стадии.

В настоящий момент никаких серьезных финансовых проверок в туристической отрасли нет. Именно поэтому ситуация с "Ланта-тур" стала неожиданной, хотя понятно, что за одну неделю крах не наступает — проблемы накапливаются постепенно. В РСТ признают, что многие турфирмы, если не большинство, работают по принципу "Ланта-тур" — затыкая "дыры", а значит, от подобного краха не застрахован практически никто.

Читайте также: Москве только туристов не хватает

"Хорошо, что по объемам "Ланта-тур" не самая большая компания. А если бы рухнул туроператор, входящий в первую пятерку, проблемы бы возникли не у 2-3 тысяч туристов, а у нескольких десятков тысяч", — предупреждает Дмитрий Давыденко.

Кстати, минувшей осенью Министерство спорта и туризма безуспешно пыталось провести поправки в закон "Об основах туристской деятельности", согласно которым турагентствам должно было быть запрещено работать от собственного имени, а только от имени туроператора. По мысли разработчиков, эта мера защитила бы туристов от недобросовестных турфирм. В этом случае они несли бы полную ответственность за качество услуги и компенсировали бы материальные потери.

Сегодня, как известно, турагенты кивают на туроператора, у которого приобретают путевку. Тот, в свою очередь, отсылает туристов обратно в ту фирму, где они оплачивали услугу и получается замкнутый круг. "Но все попытки министерства очистить рынок от недобросовестных игроков наталкиваются на сопротивление Российского союза туриндустрии. Потому что большинству туроператоров невыгодно работать "в белую" и иметь прозрачную бухгалтерию", — считает Дмитрий Давыденко.

В результате Ирина Тюрина посоветовала россиянам, которые не хотят проблем с турфирмами, ездить отдыхать в Краснодарский край — дескать, у себя дома как-то спокойнее. Но скорее всего, будет по-другому. Российские туристы все чаще начнут отказываться от услуг турфирм, которым нельзя полностью доверять, и начнут организовывать свои поездки самостоятельно, благо развитие интернета это позволяет. И это станет действительно серьезной проблемой для российского турбизнеса.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


В курсе событий
Комментарии
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Хирург выжигал свои инициалы на печени пациентов
С-400 против дронов: может ли Россия держать удар
С-400 против дронов: может ли Россия держать удар
С-400 против дронов: может ли Россия держать удар
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Модернизируешь экономику – готовься на выход
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Военный аргумент: богатства Арктики прикроет "Илья Муромец"
Из живота грузинки достали ржавый пинцет, забытый 25 лет назад
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Минстрой России проведет проверку относительно роста тарифов в ЖКХ
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры