"Националисты-русофобы в итоге бегут к Россию на заработки"

России создают имидж страны-рабовладельца

Внимание СМИ вновь приковано к проблеме гастарбайтеров: недавно в результате трагедии в подмосковной типографии погибли 17 девушек, в основном из Киргизии. В то же время определенные силы пытаются подменить обсуждение и решение реальных проблем мнимыми сенсациями. О том, как на самом деле обстоят дела с миграцией, Pravda.Ru побеседовала с Юрием Московским, председателем комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы.

Рабы не мы

— Как у нас обстоит ситуация с проблемой рабства? Недавно была нашумевшая история с запиской в стройматериалах с просьбой о помощи…

— Как известно, данная информация оказалась не соответствующей действительности. Кто-то активно пытался распустить слухи о том, что "Россия — страна-рабовладелец". На протяжении последних нескольких лет Российской Федерации усиленно пытаются прикрепить имидж страны рабовладельцев и работорговцев. Сами понимаете, какой ущерб репутации нашего государства будет нанесен, если эта, не побоюсь сказать "спецоперация", удастся.

Я слышал, что в американском сенате даже предлагали ввести санкции против России на основании того, что здесь распространено рабство. Это по методике весьма похоже на ситуацию с Олимпиадой. Массовых явлений нет, были единичные случаи, зачастую мгновенно попадающие в СМИ (упомянутый пример как раз это подтверждает). Проблемы есть, но имеющиеся случаи нельзя назвать рабством в прямом смысле слова: чаще всего людям просто не платили зарплату или платили очень мало, меньше чем договаривались. Да и в этом аспекте ситуация в последние годы улучшилась.

Но уверен, что вбросы такого рода будут продолжаться очень активно. Сейчас процесс устройства мигрантов на работу — уже устоявшийся. Люди знают, куда и к кому ехать, работают бригадами. Сарафанное радио работает, гастарбайтеры знают, кто платит нормально, а кто "кидает по деньгам". Активно работают общественные организации и правоохранительные органы. Помогают и СМИ, которым такая тема весьма интересна.

— Как процесс миграции будет развиваться в дальнейшем? И будет ли этот вопрос в нашей стране вытесняться на задворки политической и социальной повестки, или же он будет обостряться?

— Я считаю, что, так как миграция будет продолжаться, то вопрос всегда будет оставаться в повестке дня. Он всегда будет болезненным. Миграционные потоки идут по всему миру, в Европе (а Россия — часть Европы) они действительно колоссальные. Но и в других регионах ситуация не лучше. Во многих странах — нестабильная ситуация в экономическом плане, во многих идет война. Люди не только спасаются от нее, но и просто ищут, где можно жить лучше. Так было всегда со времен возникновения человечества.

Постсоветское пространство, на мой взгляд, также могут ожидать конфликты — после распада СССР их удалось лишь "временно отложить" за счет запаса прочности, который был заложен нашими дедами. А где конфликты или даже предконфликтная ситуация — там потоки беженцев. Люди ведь чувствуют надвигающуюся беду.

"Националисты-русофобы в итоге едут к нам работать"

— Как мы должны к этому относиться?

— Наша концепция — нам нужны хорошие, добрые соседи, у которых стабильно развивающаяся экономика. Мы оказываем помощь и поддержку, но, тем не менее, многие негативные явления сложно предотвратить.

Миллионы людей с Украины переселилось в Российскую Федерацию (и они массово ехали сюда еще до начала гражданской войны, которую многие исследователи прогнозировали, как и распад бывшей Украинской ССР, сразу же вслед за распадом Союза). Огромный поток людей продолжит идти оттуда в Россию. То же касается и Молдавии. Посмотрите на ситуацию в Средней Азии и в Закавказье — там не менее сложная обстановка, большой поток шел оттуда и продолжает идти.

В Иране, где масса проблем, сейчас накопилось колоссальное количество незанятой молодежи. Она тоже может, в случае потрясений в этой стране, хлынуть к нам.

Из Казахстана в 1990-е годы уехала четверть населения. И не только из-за экономики, но и опасаясь возможной межнациональной войны. Назарбаев справился с ситуацией, а ведь всякое могло бы быть… как, впрочем и в Российской Федерации — у нас ведь тоже было весьма и весьма сложное положение.

Из-за гражданской войны в Таджикистане, а потом и из-за коллапса экономики, миграция оттуда просто колоссальная. Да и чему удивляться… В пятимиллионной стране было убито не менее 150 тысяч (!) человек. Чтобы представить масштабы трагедии, вообразите, что в Москве погибло примерно полмиллиона…

Я замечу, что именно Москву, а не в Афганистан, бежали "интеллектуалы", которые были идеологами борьбы с "русским колониализмом" и "коммунизмом", — виновники этих событий.

— Как это сейчас происходит и с украинскими националистами…

— Да, они активным потоком пытаются устраиваться в России. Люди, которые разжигали пожар гражданской войны на Украине, кто призывал вешать "колорадов", "жечь младенцев", "воевать с Россией", ищут у нас, в наших компаниях и СМИ, работу. И ведь находят же…

Вроде бы, парадокс. Но никакого парадокса на самом деле нет. Они же "играли"… Как подростки играют со спичками и найденными боеприпасами. О последствиях, в том числе и для себя лично, всерьез не задумывались.

А экономика в странах, где царствуют дети (вспомните "Праздник непослушания" или "Король Матиуш I") разваливается, и они не могут найти себе места на полях с сужающейся "кормовой базой".

Окончательное решение еврейского вопроса

— В конце прошлого года при участии вашего Фонда развития международных связей "Добрососедство" вышла книга "Трудовая миграция в Москве. Факты, мнения, перспективы".

— Да, мы активно участвовали в подготовке и издании этой монографии, где много полезной информации для исследователей миграционных процессов, законодателей, трудовых мигрантов и работодателей.

Но сейчас в связи с совершенствованием законодательства, вступлением в силу новых законов и нормативных документов, изменения практики применения законодательства ситуация уже поменялась, причем по некоторым направлениям — значительно. И самое замечательное, - она поменялась в лучшую сторону. Многие из тех предложений, которые были выдвинуты, уже приняты и внедрены в жизнь. Пора уже готовить новое издание!

— Ну и как в итоге россияне уживутся со всеми мигрантами?

— Россия имеет такое свойство, что она переваривает всех. Это доказано всей нашей долгой историей. Происходит адаптация и взаимослияние культур.

Это хорошо видно на примере еврейского народа. В Российской Империи было порядка семи миллионов еврейского населения. В Москве среди жителей, согласно переписи, накануне войны было шесть процентов евреев. Все адаптировались и интегрировались. Многие стали не просто советскими людьми, но неотъемлемой частью русского народа.

Потом часть из них уехала в Израиль, но многие остались. Они русские не только по культуре, но и застую сами называют себя русскими людьми. Более того, часть русского националистического движения состоит из потомков выходцев из еврейских местечек. Они не отделяют себя от этого социума и этой земли, часто их чувство национальной принадлежности к народу Руси более обостренное, чем у тех, кто, как ранее говорили, "природный русак". Ранее это явление называлось "обрусение".

И что, нанесло ущерб русской культуре и русской национальной идентичности то, что в наши ряды влились и эти люди? Вопрос, по-моему, риторический. То же и со многими иными представителями разных народов.

Причем, особо отмечу, что у нас нет государственной политики ассимиляции. Наоборот, государство делает очень многое для развития национальных культур. Но есть естественные процессы, связанные с особенностями русского народа, который, при всей его определенной националистичности, весьма доброжелателен и, хоть это и не модное слово, толерантен.

Бревно в своем глазу

— То есть как таковые мигранты не несут угрозы?

— Во многом это вопрос масштабов. Во всем нужна определенная мера, дозировка. России нужно продолжать упорядочивать процесс миграции и адаптации иностранных граждан.

Приведу такой шуточный, но реальный пример. Несколько дней назад в универмаге видел группу приезжих из Средней Азии. Они покупали продукты в большом количестве, видимо на бригаду, и среди этого было несколько двухлитровых бутылок водки. А покупатели — мусульмане… Это тоже элемент адаптации, интеграции. Хороший или плохой — уже другой вопрос. Русская культура чрезвычайно многообразна и многопланова. У нас не только Пушкин, но и феня, и ненормативная лексика, и поведение весьма разное — от массового альтруизма, до хамства и пофигизма.

И лучше бы, конечно, адаптировать мигрантов к действительно высоким культурным достижениям. Но люди живут среди социума, и каков социум, таковыми становятся и те, кто пытается в этот социум влиться или хотя бы жить рядом.

Так что процессы и адаптации, и интеграции приезжих, причем самых разных (многих ведь и интегрировать не надо — они по сути такие же, как мы) идут у нас более-менее успешно. Но все же нам, требующим адаптации, неплохо бы и задуматься: к какой культуре мы адаптируем людей — к культуре Чехова, к классической культуре? Или к какой-то другой…

Когда у нас молодежь в вузе ругается матом при преподавателях, что я неоднократно наблюдал, — извините, чего мы можем требовать от иностранных строительных рабочих? Нам нужно вспомнить, что мы являемся наследниками великой культуры, и спросить себя, а соответствуем ли мы своему собственному представлению о ней? А то сплошь и рядом происходит как в той пословице — соринку в чужом глазу видим, а бревно в своем не замечаем.

Опять вопрос — в масштабах. Говорить, что мигранты не несут угрозы, — это, извините, как с едой. Полезно кушать или вредно кушать? Полезно, но вопрос — чего, сколько, при каких обстоятельствах, а зачастую еще и с кем. И руки мыть перед едой надо. Во всем нужна мера. Помню с детства присказку: "Все в меру, сказал Неру".

Причем, еще раз замечу, что иностранцы — они разные, из разных стран, с разной культурой, квалификацией, целью приезда… А то, говоря о миграции, почему-то в первую очередь имеют в виду приезжих неквалифицированных, плохо говорящих по-русски из Центральной Азии.

У нас была ситуация, когда поднимающейся экономике после кризиса 1990-х в больших количествах были нужны рабочие руки. Это открыло въезд в Российскую Федерацию значительному числу иностранных граждан. На мой взгляд, так, как это было сделано — было сделано не верно. Нужно было изначально упорядочивать этот процесс. Потом пришлось потратить много сил для исправления ситуации. Правда, извиняет то, что с такими потоками и с такой ситуацией мы никогда прежде не сталкивались, к тому же сама система российского государства перестраивалась в соответствии с новой политической и общественно-экономической формацией. И миграционная система только строилась. В очередной раз мы, русские, стали первопроходцами. Со всеми минусами этого статуса. Многое было впервые. И, естественно, были допущены ошибки.

Ситуация стала другой в связи с кризисом, начавшимся в 2008 году. Ее начали исправлять исходя их принципа, что рабочие места в первую очередь должны принадлежать российским гражданам.

Сейчас иностранцы не только платят огромные деньги в виде различных налогов, сборов и фактически за разрешение у нас работать. Стоит напомнить, что мы ведь живем в капиталистическом обществе, и Маркса, его экономическую теорию, никто не отменял. Иностранная рабочая сила создает так называемый "прибавочный продукт", без которого в целом жизнь у всех нас, а не только у работодателей, станет хуже.

Хотя мы можем, конечно, и обойтись… Мы вообще, как считается, люди неприхотливые. Правда, многие представления о нас, в том числе и у самих себя, не соответствуют действительности.

Беседовала Ольга Таболина

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев 

Читайте также: В России стычек с мигрантами все меньше, в отличие от ЕС

Автор Ольга Таболина
Ольга Таболина — журналист, бывший выпускающий редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить