"Охота на отца": слово за приставами

Федеральная служба судебных приставов обратила внимание на опубликованный "Правдой.Ру" материал "Охота на отца: приставы становятся операми". Служба посчитала необходимым дать комментарий по некоторым фактам, указанным в материале. Это неудивительно, ведь бескомпромиссная борьба за выплаты алиментов остается одним из ключевых направлений деятельности приставов.

Итак, согласно официальной статистике аппарата столичного уполномоченного по правам человека, на май месяц из 2630 поступивших обращений треть связана с нарушением прав детей. Большинство жалоб в адрес московского омбудсмена касается задолженностей по выплате алиментов.

"По оценкам Федеральной службы судебных приставов, в 2011 году у них будет около двух миллионов неисполненных судебных дел, в том числе об алиментах. Это говорит о ненормальной ситуации в этой сфере", — заявил столичный омбудсмен Александр Музыкантский в интервью НТВ.

Напомним также, что с февраля 2008 года, когда вступили в законную силу изменения и дополнения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судебные приставы были наделены полномочиями по возбуждению и расследованию уголовных дел по статье 157 Уголовного кодекса РФ ("Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей").

"Алименты являются периодическими платежами. В связи с этим, учитывая их специфику, одним из основных способов исполнения является взыскание на заработную плату и (или) иной доход должника.

Однако при наличии задолженности по алиментам законодательство об исполнительном производстве позволяет судебному приставу-исполнителю осуществлять в отношении должника меры принудительного исполнения, в том числе, арест имущества", — говорится в письме ФССП в адрес редакции интернет-портала "Правда.Ру".

Аресты средств передвижения алиментных неплательщиков стали уже повсеместным явлением. Однако в своем материале "Правда.Ру" упомянула о креативном подходе некоторых представителей службы в деле борьбы за доходы женщин.

Например, гражданин, исправно плативший алименты, захотел продать свое авто. И неожиданно обнаружил обременение в отношении своего "железного коня" в счет будущих выплат бывшей супруге. Снять арест с автомобиля он может только с письменного разрешения получательницы алиментов.

"Арест на имущество, в частности, автотранспортное средство "в счет будущих выплат…" судебными приставами-исполнителями не накладывается", — утверждают в своем письме представители ФССП.

Однако о случае, который мы привели в качестве примера, сообщали федеральные СМИ, в частности, "Вести-Москва". И произошел он не где-то в глубинке, а в самой что ни на есть столице нашей родины.

В декабре 2010 года была арестована машина москвича Сергея Гаврилина, который готовил ее к продаже. Ранее Сергей, по его словам, просто передавал деньги на ребенка жене. Однако бывшую супругу такой подход не удовлетворил, и она подала в суд на алименты. Спустя месяц после суда Сергей получил извещение о задолженности в размере более трех тысяч рублей, которые он оплатил. В дальнейшем он также не допускал невыплат алиментов.

При этом предыдущий судебный пристав Марина Николаевна Исаева написала отзыв на снятие запрещения на регистрационные действия. Однако по каким-то причинам он оказался не подписан. И исправно платившему алиментщику запретили продавать машину.

А вот как пояснил логику действий своей службы начальник Перовского РОСП управления Федеральной службы судебных приставов по городу Москве Александр Быков, использовав при этомабстрактный пример (цитата по"Вести-Москва").

"Должник Иванов сначала все платит, потом продает машину, потом перестает платить. Приходит взыскатель и говорит: где мои деньги? Мы говорим, так у него нет ничего. Она начинает смотреть исполнительное судопроизводство и говорит: а почему вы сняли арест с машины? Он продал машину — последнее, что было — и пропил. А теперь детям не на что жить", — сообщил по телефону Александр Быков.

Каким образом можно интерпретировать действия пристава в этом случае? Как наложение обременения (в данном случае запрет на распоряжение имуществом, то есть частичный арест) в качестве обеспечительных мер будущих выплат. Но этим, судя по официальному письму, приставы не занимаются…

Как бы то ни было, запрет на совершение сделок с конкретным имуществом должен сниматься с момента погашения задолженности, которое сопровождается и завершением исполнительного производства. В случае с Гаврилиным этого не произошло…

"Снять ограничения на распоряжение имуществом можно, если бывшая жена напишет заявление, что верит экс-супругу на слово. Так что Сергею нужно авансом получить у матери ребенка кредит доверия", — резюмируют "Вести-Москва".

Также ФССП обратила внимание на то, что "в целях привлечения внимания общественности к проблемам института семьи и социальной незащищенности детей службой организована работа по размещению социальной рекламы по алиментным обязательствам". При этом обращается внимание на то, что "фотографии детей должников с указанием их персональных данных на сайтах территориальных органов ФССП России, а также на информационных экранах и плакатах в городах России службой не размещаются".

Возможно, сейчас не размещаются. Однако размещались. В регионах прошла подобная акция. Причем, кроме фотографий, кое-где размещали и упомянутые паспортные данные. Так, например, мы узнали о Ксюше и Арине Хлопуновых, так как "их папа уклоняется от выплаты алиментов". Напомним, что компенсация морального вреда не предполагает такого понятия, как "срок исковой давности".

"Все большее распространение получают такие меры, как размещение в публичных местах фотографий должников-алиментщиков, находящихся в розыске, и информации о них", — говорится в письме.

"Для побуждения должников к добровольному исполнению обязательств обычной практикой работы судебных приставов-исполнителей становится направление должников для трудоустройства в службу занятости населения. При этом служба предлагает гражданину исключительно в добровольном порядке устроиться на работу или встать на учет в службу занятости", — отмечается в официальном сообщении.

В ходе принуждения к выплате алиментов служба не только может арестовать имущество, но и вынести требование (а не рекомендацию "в исключительно добровольном порядке") о трудоустройстве либо постановке на учет в службе занятости и получения статуса безработного. Если данные меры не приводят к погашению долга, возбуждается уголовное дело по статье 157 УК РФ. Если санкцией за отказ устроиться на работу является уголовное дело, как можно трактовать данное предложение? По сути, речь идет именно о принуждении к трудоустройству.

Читайте также:

Паломничество обиженных отцов в Страсбург

"Заплати ребенку" и умри спокойно

Алиментщиков ведут к Богу и в центр занятости

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить