Создана скорая "Турпомощь" или Клуб защиты прав туриста

Три крупных риска российского туриста

После многочисленных скандалов с заложниками-туристами за рубежом государство решило защитить отечественных любителей тепла и экзотики. Приняты поправки в законодательство, создана скорая "Турпомощь". Об этих новшествах "Правде.Ру" на встрече в Media Центре "Версия" рассказал исполнительный директор "Клуба защиты прав туриста" Общества защиты прав потребителей Федор Владимирович Коробков.

Россия — страна не жаркая. Потому лето россияне стремятся растянуть от марта до ноября, отправляясь искать тепло за границу. Здесь их и поджидают ловушки западного туристического рынка. Везде соломки не подстелишь, но явного обмана избежать можно, если выбирать турфирму, у которой рекламные буклеты соответствуют оплаченной действительности.

— Федор Владимирович, каждый новый летний сезон сопровождается скандалами с нашими туристами. Это навсегда?

— Отличие нынешнего туристического сезона от предыдущих связано с вступлением в действие ряда поправок к федеральному законодательству и созданием "Турпомощи" — ассоциации туроператоров, занимающихся осуществлением выездного туризма. Отныне все туроператоры, которые занимаются организацией туризма за пределы нашей страны, обязаны состоять в данной структуре. Подобная мера направлена на оказание помощи российским туристам, попавшим в какие-либо форс-мажорные обстоятельства по вине турфирм, которые занимались их отправкой за границу и по каким-либо причинам не оказали им надлежащую помощь. Всю необходимую, в том числе и финансовую помощь, данная ассоциация призвана осуществлять после возвращения туристов на родину.

— Каковы основные риски для российского туриста за границей?

— Основных рисков, с которыми сталкивается отправляющийся за границу российский турист, три. Это не считая основного риска — собственно выбора туристической компании. Первая проблема может возникнуть еще до вылета. Авиаперелет, входящий в состав турпутевки, по каким-либо причинам либо задерживается, либо перекладывается. На выходе получается, что ваш турпакет формально включает в себя 8 дней и 7 ночей, а реально получается 7 ночей и 6 дней. Такое порой случается из-за проблем с чартерными перевозками и с тем обстоятельством, что в договор с туристами не всегда включают конкретные условия путешествия, а именно дату и время вылета-прилета. Турфирмы на этом играют и, чтобы минимизировать свои финансовые расходы, состыковывают свои рейсы таким образом, что сроки путешествия у туристов сокращаются. Поэтому при заключении договора с турфирмой мы советуем туристам обращать внимание на конкретизацию вылета их авиарейса и не включен ли в текст договора пункт, по которому эти сроки могут быть изменены.

Второй существенный момент — это замена отеля или места проживания. Может быть либо замена гостиницы, либо предоставление недостоверной информации о месте проживания. К примеру, турист прибывает к месту отдыха, а отель не полностью введен в эксплуатацию, не полностью функционирует его инфраструктура, не работают какие-либо бассейны, бары. В этих случаях мы рекомендуем обращаться непосредственно к своим туроператорам, фиксировать все на месте, производить фото- и видеосъемку, составлять протокол несоответствия заявленных услуг, обращаться в консульство РФ за рубежом. Третье — это экскурсии, которые либо входят в состав тура, либо приобретаются на месте. Тут тоже часто возникают проблемы.

— Дайте совет, как выбрать надежного туроператора?

— В соответствии с российским законодательством организацией туристических поездок за рубеж занимаются туроператоры, а на рынке этот продукт продают турагенты. Прежде всего туристу нужно выяснить, кто его туроператор. Информация о них содержится в федеральном реестре туроператоров на сайте Ростуризма. Там вы можете проверить размер финансового обеспечения данного туроператора и кто его предоставляет. Обязательно почитайте в интернете отзывы об этом туроператоре. Это не панацея, но возможно сможет помочь вам не попасть в сеть мошенников, заманивающих дешевыми турами. Чаще всего среди них новые турфирмы, которые набирают большое количество клиентов, а затем бесследно исчезают. Необходимо сравнить, соответствует ли предлагаемые ими цены среднему уровню по рынку, почитать отзывы, поинтересоваться как давно турфирма работает с туристами.

— Серьезные проблемы у некоторой категории туристов возникают в связи с покрытием медицинской страховки, в частности, в случае не банальной простуды, а, скажем, сердечного приступа…

— Все страховые полисы, которые включены в туристический продукт, стандартны и имеют минимальное денежное покрытие. Сейчас эта сумма составляет порядка 30 тысяч евро, для Турции и Египта — 15 тысяч евро. Если возникают какие-то непредвиденные ситуации, то страховые компании покрывают в пределах страховки, а оставшуюся сумму придется доплачивать самим туристам.

В данном случае нужно законодательно закрепить тот объем необходимой медицинской помощи, который будет оказываться туристам на отдыхе, но, к сожалению, в настоящий момент это нашими законодателями не предусмотрено. Медицинская помощь туристам оказывается, но иногда не в полном объеме. Страховым полисом не покрываются все хронические заболевания. Они автоматом исключаются оттуда. Если у страховой компании возникают подозрения, что у туриста хроническое заболевание, то следует отказ. В этом случае турист оказывается один на один с медицинским учреждением за границей.

В нашей практике несколько раз случалось, что приходилось обращаться к государству за помощью, чтобы поднять самолеты санитарной авиации и доставить туриста домой, поскольку медицинский полис не покрывал расходов на его лечение за рубежом. Все случаи алкогольной интоксикации на отдыхе также не покрываются страховым полисом и обратившемуся с соответствующей проблемой выпившему лишку человеку тоже могут отказать в медпомощи.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить