Лечение заключенных оплатят по медполисам?

Гражданские больницы примут заключенных?

Федеральная служба исполнения наказаний обязана самостоятельно оплачивать лечение заключенных в несистемных больницах. Но в колониях и СИЗО смертность среди отбывающих наказание даже от обычных заболеваний только растет. Федеральная служба исполнения наказаний может получить право оплачивать лечение заключенных вне своей системы по медицинским полисам. Заключенных уже начали страховать в конце 2012 года и планируют завершить этот процесс к концу 2013 года.

У Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) есть свои медицинские учреждения. Ведомство имеет в распоряжении 133 больницы и медицинские части, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом и 9 лечебниц для наркозависимых. Но часто заключенных необходимо везти в гражданские больницы. Обычно это происходит, когда в скудно оснащенных тюремных больницах нет профильного специалиста или же необходимого оборудования. Действие же полиса добровольного медицинского страхования, если он имелся у осужденного, прекращается на время отбывания наказания.

Во многих больницах на воле отношение к заключенным ощутимо хуже, чем к гражданским больным. Им могут отказать, например, в проведении операции, если отсутствует срочная необходимость. Многих зеков откровенно побаиваются. Чтобы заинтересовать больницы оказывать заключенным необходимые медицинские услуги предлагается выделять средства на их страхование. Хотя согласно законодательству именно ФСИН должна оплачивать пребывание своих "подопечных" в лечебных учреждениях за пределами системы. Но очевидно, что делать это тюремщики не торопятся.

Читайте также: Трудоустройство зеков спасет от рецидивов?

Какая сумма может быть назначена за организм заключенного пока неизвестно. На полисы ОМС государство направляет 6-9 тысяч рублей в месяц. Как сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в правительстве РФ, в случае с зэками "обсуждалась сумма в 4 тыс. рублей". Как отмечает издание, во ФСИН надеются снизить вероятность скандалов, подобных тому, что разгорелись после смерти в 2009 году в СИЗО "Бутырка" аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, а также предпринимательницы Веры Трифоновой, которая скончалась в Матросской тишине в апреле 2010 года.

Скорее всего, страхование придется по душе и заключенным. Наличие медицинской страховки дает хоть какую-то надежду на то, что в случае обострения заболевания не придется умирать без лекарств в тюремной больнице. Более того, теоретически полис ОМС дает право выбора лечебного учреждения, где будут оказываться медицинские услуги. То есть заключенный на законных основаниях может потребовать перевода в лечебное учреждение за пределами тюрьмы.

В среде заключенных популярность разных видов страхования жизни и здоровья в последнее время явно растет. В основном в зонах страхуются от действий третьих лиц. Так несколько тысяч заключенных застраховали себя от пыток и издевательств со стороны сотрудников ФСИН. Предполагается, что тюремщики будут побаиваться применять физическое насилие к ним из-за последующих расследований, которые могут инициировать страховые компании.

Читайте также: Правила регистрации снова пересмотрят?

Впрочем, въедливые и бескомпромиссные страховые следователи — это виртуальные образы западной детективной литературы. К тому же в силу особенностей функционирования этой системы часто возникают проблемы с протоколированием страховых случаев и получением необходимых документов. Представляется, что наши страховщики скорее найдут общий язык с силовиками, нежели будут всерьез отстаивать интересы застрахованных ими лиц. Но возможно, что некоторое время такие страховки будут сдерживать особо ретивых садистов в форме. С другой стороны, заключенные нередко с умыслом наносят себе травмы, и стоит ли поощрять "вскрывшихся" зеков с ОМС на руках комфортной палатой гражданской больницы — это вопрос.

И все же привлечение дополнительного юридического внимания к ситуации в местах отбывания наказаний является скорее положительным фактором. Этот сегмент рынка несомненно будет интересен страховым компаниям разного масштаба. На сегодняшний число заключенных в России оценивается в 698 тысяч человек.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить