Общественный транспорт – лекарство от пробок

Московские дороги требуют перемен. Количество автомобилей в столице приближается к пяти миллионам, никого не удивить уже наличием в некоторых семьях по два-три личных средства передвижения. Вместе со статистикой растет и длина пробок — увы, московские дороги не в состоянии справиться с таким потоком. Законодатели предлагают ограничить количество транспорта на семью. Однако у столичного департамента транспорта есть свой ответ — сделать общественный транспорт комфортным и безопасным и тем самым пересадить часть автолюбителей на городские автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутки.

Именно поэтому сейчас жители города являются свидетелями больших транспортных перемен — в Москве первыми в России маршрутки станут частью транспортной городской сети и будут работать по единым стандартам. Так работает транспорт в Берлине, Вене, Будапеште, Лондоне, Мадриде. Теперь и Москва стала эпицентром реформы наземного городского пассажирского транспорта. И это не просто планы — уже к октябрю на дороги северо-запада столицы выйдет первый перевозчик — на узнаваемом синем микроавтобусе, в котором будет установлен валидатор для оплаты городскими билетами, аппарели для инвалидов и еще целый список новаторских приспособлений, способных порадовать придирчивого столичного пассажира.

Транспортная реформа назревала давно. Ее появление было спровоцировано общим недовольством горожан работой частного транспорта. Маршрутки являются частой причиной аварий. В среднем, в год от них получают травмы разных степеней тяжести 200 человек. В многочисленных социологических опросах, последний из которых недавно опубликовал исследовательский холдинг Romir, москвичи указывали на неприспособленность частных маршруток для перевозки льготников и маломобильных групп граждан (61 процент), отсутствие комфорта (59 процентов) и высокую стоимость оплаты проезда (52 процента). Подавляющее большинство жителей столицы — 70 процентов опрошенных — поддерживают идею реформирования системы частных маршрутных пассажирских перевозок в Москве.

Этот социальный запрос новая модель управления общественными перевозками полностью удовлетворяет. В двух словах, реформа объединяет частные маршрутки в единую транспортную сеть. Всего город передает для обслуживания частниками 211 маршрутов. Достаточно заглянуть в требования для коммерческих перевозчиков, чтобы понять — комфорта для пассажира прибавится. Пассажиры пересядут в новые, безопасные и комфортные автобусы малой, средней и большой вместительности. Согласно государственному контракту, транспорт не должен быть старше двух лет и ниже экологического класса Евро-4. Автобусы будут оборудованы системами климат-контроля, аппарелями для инвалидов, системами информирования пассажиров. В скором времени подвижной состав даже перейдет в режим "онлайн" — автобусы и остановки наземного транспорта будут оснащены точками доступа в интернет по Wi-Fi.

Система оплаты проезда — один из ключевых пунктов реформы. Теперь в Москве можно будет пользоваться безналичным расчетом — достаточно будет приложить к валидатору проездной единого билетного меню ("Тройка", "Единый", "90 минут", "ТАТ"). К слову, сейчас меню городских билетов достаточно разнообразно, и дальновидные пассажиры давно знают — покупая больше поездок, можно существенно сэкономить. Например, стоимость одной поездки при покупке проездного "ТАТ" составляет 14 рублей. Напомним, что сейчас в коммерческих маршрутах поездка обойдется не менее 35 рублей. Кроме этих приятных новшеств, на всем коммерческом транспорте будут действовать льготы. Для почти пятимиллионной армии льготников Москвы это серьезное финансовое подспорье.

Отдельным и большим блоком реформирования является маршрутная сеть: будут убраны дублирующие друг друга маршруты, появятся новые, а также расширится сеть остановок, чтобы максимальное расстояние от дома до пункта отправки транспорта составляло 400 метров. Обо всех изменениях горожан предупредят при помощи информационных плакатов в больницах и школах, на жилых домах, внутри транспорта и на остановках. Также будет работать звуковое оповещение в метро.

Столица становится городом для комфортного обитания. Интересно, что эта реформа проходит при непосредственном участии в ней жителей столицы — они высказывают мнение, к нему прислушиваются власти, и общественный транспорт становится все более удобным и популярным средством передвижения. Вытеснить автомобили с дорог он, конечно, не сможет, но составить выгодную альтернативу по цене и скорости перемещения вполне способен.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить