Автомобилисты vs пешеходы - кто победит?

Общественное движение "Союз пешеходов" выступило с инициативой снизить максимальную скорость езды в российских городах до 50 километров в час — и в настоящее время ведет переговоры с ГИБДД. Тем временем МВД 25 февраля передало в кабинет министров ряд поправок к ПДД. Если правительство одобрит их, то на главных магистралях можно будет ездить со скоростью 130 километров в час, а на дорогах общего пользования — со скоростью 90 километров в час. Нововведение может коснуться и дорог в населенных пунктах.

Сегодня российский водитель имеет право передвигаться по городу со скоростью не более 60 километров в час. В реальности можно ездить значительно быстрее: камеры видеофиксации регистрируют нарушение только тогда, когда автомобиль разгоняется до 83 километров в час. Если спидометр показывает всего лишь 75 или 82 — нарушитель, скорее всего, избежит наказания. Кстати, размер штрафа за превышение скорости, если оно составило не более 40 километров в час, — 300 рублей.

Есть и предусмотренные законом исключения. Попали на Третье транспортное кольцо? Можете смело набирать скорость 80 километров в час. Едете по МКАД? Разгоняйтесь до ста! Разумеется, если пробка, в которой вы движетесь, это позволит…

В Европе, примеру которой призывает последовать Союз пешеходов, максимальная разрешенная скорость за пределами города составляет от 70 до 100 километров в час (в большинстве государств — 90, как и в России). На автобанах — от 90 до 130 (чаще 110-120). Российский норматив в 60 километров в час на территории городов поддерживают Польша, Чехия, Словакия, Хорватия и Испания. В городах Великобритании и Ирландии запрещено передвигаться со скоростью выше 48 километров в час. В списке европейских стран, где на городских трассах действует предельная норма "не более 50", — Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Дания, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция.

Читайте также: "Привязанный" пассажир в МЧС не нуждается

Но вопрос не только и не столько в гармонизации российского дорожного законодательства с европейскими правилами. При максимально разрешенной скорости в 60 километров в час автомобилист оставляет пешеходу крайне мало шансов выжить. Если наезд произошел, вероятность того, что пострадавший останется жив, — 18 процентов. Из пяти человек, сбитых автомашинами, двигавшимися со скоростью 60 километров в час, по статистике, выживет только один. А тормозной путь при этой скорости составляет 40 метров — на сухой дороге и при условии, что водитель трезв и адекватно реагирует на происходящее.

Если скорость автомобиля в момент наезда на пешехода составляла 40 километров в час, шансы на благополучный исход возрастают в разы. Вероятность того, что пешеход погибнет, — уже не 82 процента, а 20 процентов. То есть, при такой скорости машины в живых останутся четверо из пятерых пострадавших, а не наоборот. Тормозной путь в этой ситуации составит 20-25 метров — опять же на сухой дороге и при условии адекватности водителя. А теперь представьте: сколько шансов выжить будет у пешехода, если сбивший его автомобиль двигался со скоростью 90 километров в час (именно такую норму МВД предложило правительству)?

Чем медленнее движется автомобиль, тем больше шансов, что водитель успеет затормозить, увидев перед собой пешехода. В том числе, на "зебре" — огромное количество наездов происходит как раз на переходах. Даже если машина все-таки собьет человека, он получит менее тяжелые травмы.

Скоростные магистрали Союз пешеходов трогать не собирается — речь идет о снижении скорости лишь в пределах городов, где сбивают подавляющее большинство пешеходов. Напротив, МВД просит правительство увеличить предельную скорость езды на платных автомагистралях до 130 километров в час (сегодня такое ограничение действует на автобанах Италии, Германии, Польши, Чехии, Словакии и Турции). Там, где потоки автомобилей и пешеходов разделены при помощи разноуровневых переходов (как подземных, так и надземных), снижать скорость автомобиля нет необходимости. Кстати, изменение скоростного норматива на автомагистралях должно предусматривать обязательное разделение дорог — такую точку зрения поддерживают Автомобильный союз и Федерация автовладельцев. Только оно защитит автомобили от выезда на встречную полосу (напомним, что скорость движения составит 130 километров в час) — и тем самым предупредит аварии на магистралях.

Однако повышение скорости коснется и дорог общего пользования. Вполне возможно, что Россия окажется "впереди Европы всей", так как скоростной норматив в 90 километров в час, если инициатива МВД будет принята, может начать действовать и непосредственно в населенных пунктах (а не только за их пределами).

Московское областное отделение комитета по защите прав автомобилистов считает, что максимальная допустимая скорость — лишь один из параметров, влияющих на аварийность. Главной опасностью на дорогах являются наземные пешеходные переходы — особенно те, на которых нет светофоров, и те, которые плохо освещаются. Подъезжая к ним, водитель может просто не увидеть пешехода.

Поэтому оптимальное, на взгляд автомобилистов, решение — сделать так, чтобы участники движения не пересекались. Переходы должны быть только надземными и подземными. Только на второстепенных улицах можно оставить привычные всем "зебры", при этом снизив максимальную скорость движения даже не до 50, а до 40 километров в час.

Защитники прав пешеходов также считают, что ликвидировать абсолютно все наземные переходы нецелесообразно. Еще в 2011 году они выдвигали предложения по повышению безопасности "зебр" — например, о том, чтобы оборудовать "лежачими полицейскими" переходы на немагистральных дорогах. Летом 2012 года инициатива была одобрена ГИБДД, но до сегодняшнего дня она (как и многие другие одобренные предложения) еще не применена на практике.

В нашей стране действительно растет число наездов на пешеходов на так называемых "зебрах". В 85,5 процента таких ДТП виноваты водители. Основные причины аварий — плохая видимость пешехода или даже самой "зебры", невнимательность или алкогольное опьянение водителей. На пешеходных переходах сбивают около 17 тысяч человек в год. Восемьдесят процентов таких наездов происходит на нерегулируемых пешеходных переходах. Однако большое количество людей (около 16 тысяч в год) сбивают и вне пешеходных переходов — в том числе, в местах, где правила дорожного движения разрешают переходить дорогу.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
Лодка-невидимка
Новый постпред президента Украины займется "де-оккупацией" Крыма
"Крокодил Данди": скандальный развод после счастливого брака
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Бывшему полковнику Квачкову продлили срок заключения
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Китаю не надо толкать Россию к конфликту с США — Константин СИМОНОВ
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Месть 90-х: России грозит депопуляция
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Таксист зарезал москвича за поездку без денег
Пламен ПАСКОВ: проект АЭС в Белене был зарублен по политическим причинам
Естественная убыль россиян серьезно выросла
Самолеты-разведчики стали чаще появляться у российских границ
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
Новый постпред президента Украины займется "де-оккупацией" Крыма
Spiegel и ARD: пьяный спецназ Германии массово "зиговал" на вечеринке