Преуспевающий фермер добровольно разорился

Иван Шепеленко в прошлом мастер спорта по спортивной акробатике, много лет проработал тренером. Оставив спорт, почувствовал тягу к природе и решил заняться фермерством. Казалось бы, не так много осталось людей, которые готовы трудиться на земле, однако возникает столько препонов, что и это меньшинство не может пробиться.

Переехав в Нефтеюганск, Иван купил себе небольшой домик, завел поросят и решил осваивать азы сельского хозяйства. Начиналось все с 10 голов, но постепенно Шепеленко вошел во вкус, почувствовал в себе предпринимательскую жилку, хозяйство его стало расти. Фермер взял в аренду 5 гектаров земли, проложил к нему автомобильную дорогу, купил несколько машин. Потом стали возникать проблемы с реализацией мяса, и тут Иван нашел выход. Он построил двухэтажный магазин, полностью его оборудовал, наладил отношения с предприятиями пищевой промышленности, столовыми на поставку отходов для корма свиней.

Хозяйство постепенно начало приносить прибыль, но тут появились «братки». Сначала дядя Ваня просто откупался мясом, на все их мероприятия и праздники свинина всегда была на столе. Потом бандиты стали просить денег и угрожать. На одной из «стрелок» фермера так избили, что он потом долго не мог прийти в себя. В милицию Иван заявление писать не стал, понимал, что бесполезно, и решился на крайние меры – решил вес продать администрации.

Фермер обратился к главе района Александру Клепикову, который посоветовал написать заявление о переводе хозяйства в собственность администрации района. На тот период юридически уже существовала процедура банкротства, но поскольку долгов у фермерского хозяйства «Шепеленко» было всего 1, 398 миллионов неденоминированных рублей (налоги, банковский кредит, платежи в фонды и т.д.), а имущество расценивалось почти в три миллиарда, то в законные рамки банкротство не вписывалось.

Тогда по согласованию с администрацией решено было передать все хозяйство в муниципальную собственность. Договорились, что все перейдет в комитет по имуществу, а они отдадут транспортному предприятию, которым руководил Александр Берещанский. Планировалось, что подсобное хозяйство будет развиваться и вид деятельности не изменится, Шепеленко по-прежнему останется на должности управляющего. Когда дело дошло до передачи, то, по словам Ивана, «они начали чудить».

По оценке самого фермера, реальная стоимость комплекса составляла более 3 млрд. рублей. Разумеется, оценочная комиссия всеми способами старалась занизить стоимость объектов хозяйства, в результате в «акте о передачи» она оказалась равна 2, 718 миллионам рублей. После вычета всех долгов Шепеленко должны были выплатить 1, 320 миллионов. Иван согласился на получение выдвинутой суммы, однако расчета пришлось ждать очень долго…

Сначала аннулировали первый оценочный акт, сумму выплаты уменьшили на 416 миллионов. И на это экс-фермеру пришлось согласиться, потому что понимал, что противник сильнее и лучше получить хотя бы что-то, чем вообще ничего. Но и эти деньги Шепеленко не дали. Причина проста: денег в казне нет. Когда его, наконец, вызвали за компенсацией, то он получил только 487 миллионов, которые раздал своим рабочим и купил матери домик в деревне.

Почти два с половиной года Ивану пришлось скрываться у родственников в другом городе. По возвращении Шепеленко подал в суд, начались разбирательства, которые длятся до сих пор. За девять лет он обошел более двадцати судов, последняя его инстанция – Верховный суд РФ, где сейчас лежат две кассации. Иван уверен, что их удовлетворят, так как выбора у них уже нет, закон к этому обязывает.

В городском суде Нефтеюганска находится иск Шепеленко, где ответчиком является тот самый Берещанский. Истец требует взыскать ущерб и компенсировать моральный вред от руководителя торгово-транспортного предприятия. Даже если суд и примет положительное решение, то неизвестно, когда экс-фермер сможет получить свои деньги, потому что Берещанский сейчас находится под арестом, по уголовному делу, насчитывающему до 15 преступных эпизодов. Покровителем его считается Александр Клепиков, глава Нефтеюганского района, который сейчас тоже находится под подпиской о невыезде и обвиняется по четырем статьям Уголовного кодекса РФ.

Удивляет то, что в нашей стране преуспевающий, работающий человек в один миг может стать нищим, и способствуют этому наши чиновники. Столько воды утекло, столько всего поменялось за эти десять лет, столько всего можно было сделать вместо хождения по судам. Иногда кажется, что правильнее было просто забыть про это, как про страшный сон и начать новое дело, способности-то есть.

Но с другой стороны, где гарантия того, что снова не придут бандиты и не захотят отнять все нажитое? Каждый человек вправе выбирать сам, и Иван выбрал, как оказалось, тернистый путь. На вопрос: «Можно ли сказать, что вы уже на финишной прямой?» Он с уверенность отвечает: «Да-да, конечно!» Хотя неизвестно, сколько еще времени предстоит ждать выплаты законных денег и сколько еще заседаний должно пройти…

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить