Кто виноват в гибели заложников «Норд-Оста»?

Исполнилось ровно пять лет со дня штурма театра на Дубровке, захваченного террористами. В прессе до сих пор продолжаются спекуляции – почему не удалось избежать жертв среди заложников? Многие утверждают, что людей отравили газом, который должен был нейтрализовать нападавших. Участник спецоперации, офицер внутренних войск Игорь Солдатов рассказал «Правде.Ру», как все было на самом деле.

Ровно пять лет назад в этот день были освобождены зрители и участники мюзикла «Норд-Ост». Более 900 людей оказались заложниками прямо во время представления 23 октября 2002 года. Приблизительно 40 террористов удерживали их в здании Театрального центра в течение трех дней без еды и воды. В результате успешной операции большая часть заложников была освобождена, а террористы обезврежены.

Однако 130 заложников спасти все же не удалось, они погибли. До сих пор остается вопросом: почему? Есть несколько версий: отравление газом, недостаточное количество машин для транспортировки пострадавших, отсутствие медицинской помощи на месте трагедии. «Правда.Ру» попросила рассказать, как все было на самом деле участника спецоперации офицера внутренних войск Игоря Солдатова:

- Дело в том, что изначально было ясно - присутствует угроза взрыва. И, чтобы ее исключить, именно в этой спецоперации использовали газ. Именно он всех усыпил, а за это короткое время успели убить шахидок. Ведь кнопки взрыва находились у них в руках, потому именно женщин нужно было обезвредить первым делом. И стреляли не из-за того, что зверствовали, а потому что другого выхода не было. Ведь если б хоть одна из них очнулась и нажала на копку, жертв было бы значительно больше. После того, как исключили возможность подрыва припасов, начали работать штурмовые группы по уничтожению террористов, которые находились в офисных помещениях и холле. Еще раз повторю, что задача была - исключить опасность взрыва, а не уничтожить террористов.

- Правда, что стреляли им в голову?

- Лично я не видел шахидок, убитых выстрелами в голову. Если подумать логически, то могли пострадать и простые люди, ведь при выстреле в упор, пуля пробивает черепную коробку насквозь. И все профессионалы прекрасно знают об этом.

- Такое количество зрителей погибло от отравления газом?

- Нет, сто процентов не от отравления. Люди всего лишь заснули на некоторое время, многие потом самостоятельно просыпались и выходили из здания. Некоторых было достаточно похлопать по щекам, некоторых нам пришлось выносить на руках. Если б газ был действительно ядовит, я бы не зашел туда без противогаза. Погибали, я считаю, те, у кого были проблемы с сердцем. Ведь не каждый способен пережить такой шок. К сожалению, дозу этого газа нельзя было рассчитать на всех так, чтобы никому не навредить. Самым главным было то, чтоб этого было достаточно для обезвреживания шахидок.

- Многие погибли еще и из-за проблем с транспортом?

- Нет, вот как раз транспорт был организован очень хорошо, и людей доставляли в медучреждения не только на каретах "скорой помощи", но и на автобусах, простых машинах и т.д. Дело в том, что из зала выносили очень медленно, потому что зрителей много, а нас мало. Как ни крути, а человеческий фактор играет роль, мы тоже уставали, нам приходилось делать передышки, а это все занимает время.

- Почему не привлекли добровольцев? Наверняка, оказалось бы много желающих.

- Опыт Беслана показал, что непрофессионалы делают только хуже. Из-за посторонних людей мог начаться хаос, вот и все. Я считаю, что мы сделали все, что можно было сделать, и операция была проведена на высшем уровне. То же самое могли повторить и в Беслане, но СМИ помешали этому. Ведь сразу после "Норд-Оста" на страницах одной из газет был напечатан план здания, порядок проведения спецоперации, и о применении газа. Естественно, когда террористы готовились к захвату в Беслане, они уже были снабжены противогазами, кнопки взрыва они не держали в руках, то есть исключили возможность проведения подобной операции. После "Норд-Оста" было необходимо сохранить все в тайне, но этого не сделали, и получили такое количество жертв в Беслане. На Дубровке же, я считаю, операцию провели безукоризненно.

Читайте также:

 "Норд-Ост": три года под грифом "секретно"

"Кривда Беслана"

Автор Мария Петрухина
Мария Петрухина — журналист, бывший корреспондент Pravda.Ru
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Темы взрыв