ГЛОНАСС - хотели как лучше, а получилось...

На прошедшей не так давно пресс-конференции "Вся правда о внедрении навигационных систем ГЛОНАСС в России" представители компаний, занимающихся разработкой и обслуживанием систем спутниковой навигации, рассказали о том, что мешает обеспечить отечественный транспорт данными приборами. По их словам, помехи устраивает… приказ Минтранса РФ №285!

Напомню, что еще летом прошлого года Министерство транспорта Российской федерации выпустило приказ № 285, согласно которому все транспортные средства категорий М (начиная с М2, то есть маршрутки и автобусы) и N (грузовики), используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перемещения опасных грузов соответственно, должны оснащаться аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Это было сделано не просто так, ведь данное спутниковое оборудование позволяет определять географические координаты и параметры движения машины(в частности, скорость и путевой угол), после чего данные сведения автоматически передаются в систему мониторинга.

Таким образом, если транспорт оснащен подобными средствами, то куда легче поддерживать порядок на дорогах, и, кроме того, в случае чего (например, если машина попала в ДТП) то будет куда проще прийти на помощь пострадавшим. Дело в том, что подобное оборудование, помимо всего прочего, обеспечивает двустороннее голосовое соединение с экстренными оперативными службами. Ну и, конечно же, водителям этот навигатор совсем не будет лишним при движении по незнакомой местности.

В документе так же имеется информация о том, что все эти приборы автоматически подключаются к аппаратно-программным навигационным комплексам, которые взаимодействуют с автоматизированным центром контроля и надзора Ространснадзора. Самое главное заключается в том, что данные комплексы непрерывно и круглосуточно, и, что тоже существенно, информация, поступающая к ним от прибора, установленного на машине хранится не менее 1 года. По мнению чиновников из Минтранса РФ, это должно облегчить разбирательство в спорных и конфликтных случаях на дорогах (например, при таком ДТП, когда другими способами сложно установить виновного).

Читайте также: ГЛОНАСС — антидот дорожной коррупции

В данном приказе содержится так же много приложений, в которых изложены все требования к таким средствам навигации. А также отмечены сроки, к которым оборудование уже должно быть установлено на соответствующих транспортных средствах. Согласно документу, часть требований вступает в силу с 1 января 2013 года, остальные — с 1 июля 2013 и 1 января 2014 годов. Соответственно, если водители и их начальство не исполняет данные требования в указанные сроки, то их начинают штрафовать. Причем за некоторые нарушения это можно делать уже сейчас — ведь первый срок уже три с половиной месяца как наступил.

Однако что же происходит с исполнением этого приказа на практике? Увы, тут как обычно, все не так гладко, как хотелось бы. И, что самое интересное, нормально выполнить все требования, содержащиеся в данном документе, мешает… текст самого приказа. Расплывчатые и не совсем ясные даже специалистам формулировки позволяют многим нашим согражданам (особенно тем, кто занимает руководящий пост) трактовать их так, как им это выгодно на данный момент. Об этом, а также о многих других вещах, связанных с исполнением приказа № 285, шла речь на пресс-конференции компании Gurtam и ее партнеров "Вся правда о внедрении навигационных систем ГЛОНАСС в России", которая прошла 24 апреля в московском Экспоцентре.

Генеральный директор группы компаний АСК, которая занимается разработкой, продажей интеграцией и обслуживанием систем спутниковой навигации, Сергей Козлов заметил, что: "Сейчас сложилась такая ситуация, что в каждом регионе этот приказ местными органами власти трактуется по своему. Начнем с того, что в документе нет четкого указания на то, какие именно приборы нужно использовать. Поэтому в одних регионах власти принимают решение самостоятельно. В других действуют более осторожно — приходят к нам и просят провести тест на пригодность одного или другого прибора. А мы что можем сделать, ведь у нас нет права на сертификацию! Мы, конечно же, направляем в этом случае письма в Ространснадзор, но ответа до сих пор ни на одно из них не пришло.

А кое где из-за неразберихи возникает настоящее лобби — нам сообщают, что в данном регионе будет использоваться только этот прибор, и никакой другой. Самое интересное, что когда мы смотрим документацию, то часто понимаем, что данное устройство вообще не годится для выполнения тех функций, что обозначены в приказе.

Еще хуже дело обстоит с ретрансляцией данных, которая, кстати, должна была уже начаться первого апреля. Например, в одном из городов нам передали все параметры, по которым должна осуществляться передача. Мы вычислили по ним, куда должны были поступать данные, а после обнаружили, что на этот сервер они не поступают, поскольку там нет нужного программного обеспечения. А где-то и самих серверов нет — то есть транслируемые данные просто уходят в воздух.

Понятно, что все пребывают в панике — ведь скоро штрафовать начнут, а до сих пор непонятно, какие приборы должны стоять на автомашинах. И спросить не у кого — как выяснилось, центра, который бы занимался сертификацией этих устройств, просто не существует. А некоторые фирмы уже даже руки на этой неразберихе греют — например, после того, как приборы установлены, приходят эксперты, проверяют все это оборудование и заявляют ошарашенному владельцу, что именно это как раз не подходит. После чего втридорога продают ему свой товар".

Генеральный директор компании "Стандарт", которая является признанным экспертом в области спутникового мониторинга и занимается установкой "под ключ" оборудования ГЛОНАСС/ GPS Роман Билле согласен со своим коллегой: "Приказ написан так, что многие фразы вызывают искреннее недоумение специалистов. Вот вам примеры — в одном пункте написано, что навигационный терминал обеспечивает прием мониторинговой информации. А в следующем — что он МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ этот прием. То есть, получается, что может обеспечивать, а может и не обеспечивать? И какие же в итоге требования нужно применять к этому прибору?

Или вот еще — в одном пункте регламентируется наличие аккумулятора. Который должен обеспечивать питание после пропадания штатной бортовой сети. А в другом пункте пишут: "должно быть обеспечено питание от внутреннего аккумулятора при его наличие". Так обязательно должен быть этот аккумулятор или нет? Ведь это не праздные вопросы — люди хотят понять, нужно им покупать дополнительно аккумулятор или нет, будут ли штрафовать за его отсутствие и т. д. А мы своим клиентам этого объяснить не можем, потому что сами не знаем.

Некоторые требования вообще просто поражают. Так, в одном приложении написано, что терминал должен выдерживать скачки напряжения до 600 вольт. Но что это значит, Сколько длится такой скачок напряжение — миллисекунду, обычную секунду, десять секунд? И почему прибор, рассчитанный на питание от бортовой сети с напряжением в 26 вольт должен быть рассчитан на такой гигантский скачок напряжения? Его же на автомобиль устанавливают, а не на атомную электростанцию!

А как вы прикажете понимать пункт: "терминал должен подавать признак нажатия тревожной кнопки"? Что это за признак? В чем он выражается? Опять-таки, этого никто не знает кроме составителей документа — хотя, я уверен, что они тоже этого не знают.

В результате получается одна весьма неприятная вещь — приказ, который должен был упростить процесс оснащения спутниковыми системами отечественный транспорт на самом деле весьма и весьма усложняет эту задачу. Он создает неразбериху, которая мешает и специалистам-технологам, и клиентам, и региональным властям. В итоге никто не знает что нужно сделать для того, чтобы этот приказ выполнить. Ну и, конечно же, многие мошенники этим пользуются".

Читайте также: ОСАГО: судьей будет призван ГЛОНАСС?

Увы, как видите, все это чистая правда — Минтранс РФ, стремясь помочь водителям и компаниям выполнить их распоряжение, известное как приказ № 285, на самом деле добился того, что оно стало невыполнимым. По всей видимости это произошло потому, что документ издавали исключительно своими силами, не посоветовавшись со специалистами в области спутниковой навигации. Может быть они и хотели, как лучше, но получилось… как обычно. Этот пример показывает, что пренебрегать мудрым правилом, которое сформулировал Слоненок из мультфильма "38 попугаев" — "Когда не знаешь как, нужно у кого-нибудь спросить" — пренебрегать нельзя. Иначе Россия при работающем ГЛОНАСС так и останется без спутниковой навигации.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
В небе F-22
Кто не без греха
СМИ: осенью лекарства в России могут подорожать
Откуда и как Навальный черпает силы для борьбы с коррупцией
Владимир СКАЧКО — об украинских спецротах для алкоголиков
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Киев намерен получать от ЕС по пять миллиардов евро ежегодно
СМИ: осенью лекарства в России могут подорожать
Откуда и как Навальный черпает силы для борьбы с коррупцией
Spiegel и ARD: пьяный спецназ Германии массово "зиговал" на вечеринке
И снова "конец света": дату прилета Нибиру нумеролог узнал в пирамиде Хеопса
Букве "ё" оставят точки
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
Поездка украинских школьников в Россию возмутила общественность
Украинские пограничники посмели задержать российский корабль
Украинские пограничники посмели задержать российский корабль
Киев намерен получать от ЕС по пять миллиардов евро ежегодно