Японские и корейские автомобили - любимчики угонщиков

Какие автомобили чаще всего угоняют в Москве? Какими схемами пользуются угонщики? Как обезопасить свой автомобиль от угона при помощи последних технических новинок? На вопросы Pravda. Ru ответил начальник 3-й оперативно-розыскной части Отдела уголовного розыска УВД по Северному административному округу Москвы майор полиции Алексей Шемякин.

Можно ли поймать угонщиков

— Какое место занимают угоны автомобилей в общем объеме преступлений? И как остоит дело с ракрываемостью? 

— Кража транспорта на территории Москвы и, в частности, в Северном административном округе, к сожалению, распространенное преступление. В многомиллионном городе автомобили воруют практически каждый день. Иногда в день совершается несколько автоугонов. Особенность этого преступления в том, что задержать преступника с поличным на месте совершения преступления бывает достаточно сложно. И, как правило, доказательная база всегда бывает достаточно слабой. Нередки, например случаи, когда преступник утверждает, что его просто попросили перегнать автомобиль и он не знал, что машина в угоне. Кроме того, очень часто автомобили трудно найти после угона. Они расходятся, как у нас говорят, "на заказ". Меняются VIN-номера двигателей, кузова, подделываются документы. И такой автомобиль спокойно ездит в другом регионе. Либо автомобиль уходит на разборку по запчастям спокойно распродается на любом рынке автозапчастей.

— То есть раскрыть такое преступление получается редко?

— Бывает, что вся дальнейшая деятельность останавливается на поимке преступника. Как правило, угонщик стремится "замкнуться" и, как правило, ничего не говорит о соучастниках. И вменить ему другие эпизоды невозможно, особенно если нет запчастей, неизвестно, где автомобили. Но мы же понимаем, что в одиночку угон никто не совершает. Если угон совершили в ночное время, то, значит, кто-то привез. А это, как минимум, двое уже участвовали в преступлении.

— Чаще всего угнанная машина находится в гараже у преступников, либо при попытке перепродажи, либо задерживается при погоне? Как их обнаруживают, пропавшие машины?

— Есть случаи, когда похищенные машины отстаиваются во дворах жилых домов неделю, две, а то и три. Как правило, на машину вешают другие номера. Машины могут отстаиваться, например, в Московской области. В каких-то сельских поселениях, где сотрудников полиции видят очень редко, где до ближайшей деревни 5 километров… Для того, чтобы поменять VIN-номера или сделать новые вклейки, отстаивают непосредственно в гаражах. Работу они делают при закрытых дверях уже после отстоя. Машины, которые воруют под определенный заказ, в дальнейшем перепродаются абсолютно в разных регионах, по разным документам. Бывает также, что машины уходят в страны СНГ. Ввиду того, что границы со странами СНГ у нас только на бумаге, автомашины спокойно перегоняются в Казахстан, до недавнего времени и на Украину. А обнаружить в другом государстве автомашину можно только в том случае, если мы выставляем ее в федеральный розыск посредством Бюро координации СНГ. Каждый случай угона особенный.

— А есть какие-то стадии розыска? Например, сначала вы своими силами ищете, потом привлекаете еще большие силы, потом объявляете в федеральный розыск?

— Ну, в это не надо углубляться. Скажу только, что потерпевшим следует сразу обращаться в службу "02", если увидели, что машина похищена. Делать это надо по одной простой причине — автомашина с номерами, которые называют по телефону, автоматически выставляется в оперативный розыск на 10 дней. И уже потом, после возбуждению уголовного дела, следователи ее выставляют в федеральный розыск на территории всей России. На практике бывает так, что владелец, увидев что машины нет, спокойно приходит в районный отдел полиции и пишет заявление. В этом случае машину сразу не выставят в розыск, происходит неизбежная задержка! И только при сообщении по службе "02" автомобиль сразу выставляется в оперативный розыск, эта информация доводится до всех наружных служб, которые действуют на территории Москвы.

Почерк угонщиков

— А почерк угонщиков сильно различается или, как правило, схемы похожи?

— Каждая преступная группа действует согласно своему "рангу", уровню своей готовности. Есть преступники, которые понимают, что машина стоит под камерами видеонаблюдения, на своих номерах. Они заезжают после кражи в темные переулки, где нет камер и освещения, и либо меняют там номера, либо снимают их. И выезжают так, чтобы камеры не фиксировали их. В этом случае мы вручную просматриваем каждую машину, которая проходила по системе "Поток" или по другим камерам, чтобы понять, в каком направлении она ушла, была ли машина сопровождения, сколько человек совершило данное преступление, почерк совершения. И, если совершается кража одной и той же марки машины, существет схожий преступный "почерк", например они каждый раз заезжают в темный переулок и меняют номера, уезжают в одном и том же направлении, то мы понимаем, что это работает одна и таже преступная группа. И как раз в этом случае раскрытие преступления идет "по пятам", по горячим следам.

— Какие марки сегодня самые популярные у угонщиков в Москве? И меняется ли эта "мода"? Как повлиял нынешний кризис?

— Если смотреть на дорогостоящие автомашины, которые обычно воруют "под заказ", то здесь рейтинги бьют, в частности в Северном округе, "Рейндж роверы". Дорогой, премиальный автомобиль, с достаточно дорогим оборудованием имеет все же слабую систему защиты. На эту машину не ставятся дополнительные блокираторы. При приобретении автомашины владельцы надеются на то, что они поставят хорошую сигнализацию или какое-то другое оборудование, например, GPS-трекеры, и машину у них никто не похитит. А, если похитят, то обнаружат. Но у угонщиков есть несколько вариантов: кто-то бьет заднее стекло или маленькое окошко, открывает машину, подключает компьютер к электронике автомобиля, считывает всю информацию, меняет коды. В итоге машина заводится абсолютно с другого ключа. Не с того, который у владельца, а с того, который преступник уже подготовил под свой компьютер. В этом случае сигнализация, которая была настроена под определенные сигналы, уже не срабатывает. И владелец часто не понимает, что его машина уже угнана, пока своими глазами не убедится в ее отстутствии. У служб, которые оказывают техническую помощь автомобилистам в плане безопасности, в договоре прописано, что автомобиль они проверяют по своим спутниковым системам, другим базовым станциями, к примеру, один-два раза в день. Или когда владелец позвонит. Но практически никогда это не делается, когда у машины просто открылась дверь. У них эти сигналы не проходят. В нашей практике нередки случаи, когда заявитель обратился в полицию, и только после этого служба безопасности определяет, где именно находится машина. То есть рассчитывать на то, что в случае угона вам позвонят и сообщат, что надо бежать в милицию, можно не всегда.

— То есть искусство угонщиков сегодня превосходит в какой-то степени технические возможности служб?

— Не всегда. Сегодня очень вырос уровень всех технических электронных систем, появились другие тонкости. Не каждый преступник знает, что на автомобиле стоит та или иная сигнализация, трекер GPS или сим-карта мобильного оператора, которая не глушится. Такая система может не дать полной картины преступления, но она потом показывает, около какого дома может находиться этот автомобиль. Именно поэтому преступники всегда ставят машину "на отстой". Делают они это для того, чтобы проверить лишний раз, появится кто-нибудь, приедут ли сотрудники службы безопасности или полиции, чтобы найти эту автомашину. Если машина стоит 10 дней, то преступник спокойно приходит и ее забирает. Но есть автомашины, которые похищаются, и в этот же день их уже передают на разборку. Это если машина не оборудована никакими системами. Их проблемно обнаружить.

- Какие машины еще популярны у угонщиков?

— У них популярны такие автомашины, как Мазда и, в некоторых случаях, Тойота. Тойоты, если недорогие, уходят на разборку. Дорогие Тойоты, такие как "Хайлендер" или RAV4, идут, возможно, на перепродажу. "Хюндаи" угоняют ввиду того, что это средний класс. Дорогостоящих сигнализаций и спутниковых систем там обычно нет. Поэтому преступникам относительно легко: подошли, отсканировали, завели и уехали. В основном, пользуются спросом японские и корейские автомобили. Они относительно недороги и достаточно хорошего качества. А те же, например, поддержанные европейские автомобили — БМВ, Мерседес, Ауди, Шкоды, Фиаты — не пользуются спросом абсолютно. Потому что угонщики понимают, что им будет потом трудно сбыть машину или ее детали.

— Насколько велик риск нарваться на краденую машину, когда человек по объявлению покупает какую-то поддержаный автомобиль на вторичном рынке? И как обезопасить себя от этого?

— Это достаточно сложный вопрос. Дело в том, что обнаружить, переделан VIN-номер или не переделан, могут только специализированные эксперты, либо эксперт диагностического центра. Обычно это происходит при постановке на учет машины. То есть эксперты смотрят номера, определяют, какие действия могли быть проведены с машиной в кустарных условиях. Иногда преступники просто переваривают "порог", там, где VIN, и ставят тот, который им нужен. Специалисту будет видна свежая краска, иные следы вмешательства. Обычному обывателю, неподготовленному человеку, обратить на это внимание будет сложно. Но прецеденты такие есть.

— А если при постановке на учет открывается, что машина краденая, что тогда?

— Краденую машину на учет не поставят. Человек вернет свои деньги только в том случае, если эту машину он покупал в салоне. То есть он подает в суд, и с учетом того, что он добропорядочный покупатель, суд обязывает автосалон вернуть ему стоимость автомобиля, который он оплатил. На практике бывают случаи, когда пропавшие машины обнаруживают в других регионах, возвращают их законному владельцу на основании решения суда, а новому покупателю автосалон возвращает деньги.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


"Неугоняемый" автомобиль — возможно ли это?
Комментарии
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Болгария предложила России отремонтировать 15 "МиГов"
Яков Кедми: Почему русские скрывают свою историю
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Посол Польши на Украине: Россия — наш общий враг
Посол Польши на Украине: Россия — наш общий враг
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Мельница мифов: медицинские заблуждения
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Комбриг ВСУ приказал убить своего зама — вовремя не поздравил
Максим Шевченко: "Они предпримут все попытки сорвать ЧМ-2018"
Намек президента: кому и о чем напомнил Путин в Хмеймиме
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
МИД России озвучило позицию по Иерусалиму
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры