Генштаб формирует моноэтнические воинства

Генеральный штаб российских Вооруженных сил вскоре может начать эксперимент по формированию моноэтнических, моноконфессиональных и проч. "моно" воинских подразделений. Видимо, штабисты ищут новые способы борьбы с дедовщиной. О том, искоренит ли это неуставные отношения в армии, "Правде.Ру" рассказал капитан 1 ранга в отставке Николай Дробот.

Уж как только с этой армейско-флотской заразой не боролись, а она все жива — и, между прочим, прекрасно себя чувствует — среди обилия военно-прокурорских проверок, военно-психологических экзерсисов, военно-комендатурских суровостей. И точно: последние публикации на эту тему подтверждают (обязательно со ссылкой на осведомленные источники в Генштабе), что все эти "моно" направлены как раз супротив дедовщины.

В качестве позитивных примеров таких моноэтнических подразделений называются чеченские батальоны "Восток" и "Запад". В батальонах действительно железная дисциплина, отсутствие дедовщины в общепринятом смысле и так далее. Излишне говорить и о боевой эффективности чеченских батальонов — она чрезвычайно высока. Собственно, других примеров полезности "моно" что-то в прессе пока не встречалось. И что-то в глубине души подсказывает, что рассчитаны подразделения с однородным национальным и религиозным личным составом как раз на кавказские народы и народности, а не на курско-воронежско-вологодских парней. Понятно, что простому журналисту, хоть и офицеру запаса, как бы "не по чину" спорить с целым Генштабом — ведь как там, наверху решат, так все равно и будет, но… Вдруг кто-то из генштабистов все-таки прочитает. И вдруг это как-то повлияет хоть на что-то.

Читайте также: Новобранцы сыграют с "дедами" в прятки

Категорически не верится, что появится у нас в армии дивизия "Пенза", батальон "Тамбов" или рота "Ярославль". Вот про кавказцев — верится, а про русских — ни в какую. В смысле верится, что в "монокавказском" подразделении дедовщина будет меньше — у горских народов фактор землячества играет существенную роль. А вот в то, что она уменьшится в "монорусском" — есть крупные сомнения. Примеры есть. Хотя не в армии, а на флоте.

В постсоветские времена на флоте появилась добрая традиция называть атомные подводные лодки (да и не только атомные, но и дизельтные) именами российских городов. Родилась и великолепная традиция формировать экипаж преимущественно из уроженцев городов, чьим именем назван корабль. И что, безобразий стало меньше? Может быть, и стало, но совсем не намного.

Фото: AP

Сдерживает агрессию матросов срочной службы по отношению друг к другу в первую очередь лишь понимание того, что после увольнения в запас они все равно встретятся на улицах родного города со всеми вытекающими из такой "радостной" встречи последствиями… Да простят меня командиры, военные психологи и заместители командиров по воспитательной работе: статистика "годковских" происшествий на "именных-городских" кораблях все-таки очень часто скрывается от вышестоящего командования. Кстати, на флоте дедовщина еще со времен СССР называется годковщиной — от слова годок, то есть матрос, которому осталось служить всего лишь год из трех.

Читайте также: За "дедов" ответит военный полисмен

Когда готовился этот материал, корреспондент "Правды.Ру" позвонил как минимум десяти действующим командирам кораблей или ветеранам ВМФ. Почти никто не согласился стать неким экспертом по этой теме, а тем более назвать свою фамилию. Черт знает, чем это все может обернуться? Рискуя навлечь на себя гнев флотского начальства, можно утверждать: реальная статистика по мере сил скрывается начальством.

Лишь один из опрошенных, капитан 1 ранга в отставке, известный на Северном флоте ветеран Николай Дробот все-таки прокомментировал для "Правды.Ру" ситуацию. Кстати, знают его не только по "высоте" должностей, занимаемых им на флоте еще в советские времена, но и по известному случаю, когда он был представлен к званию Героя Советского Союза, но из-за оплошности одного из командиров представление все-таки завернули. Служил он всю жизнь на кораблях и в береговых частях замполитом, комиссаром — то есть должен был следить за думами личного состава. И проблему знает не понаслышке.

По его мнению, современные методы борьбы с дедовщиной-годковщиной не учитывают современные социологические и мобилизационные моменты. Если раньше, скажем, при СССР, одномоментно-однопризывно на службу шли ребята примерно одного возраста, то в пару последних десятилетий во время одной и той же призывной компании в армейские части могут попасть молодые люди от 18 до 27 лет! Причина — в своеобразной системе отсрочек, какой не бывало при советах. То есть дедовщина-годковщина поменяла мотивацию! Трудно не согласиться с Николаем Григорьевичем. Может быть, нынешние военные просто пользуются устаревшими социологическими данными, изобретая все новые и новые способы борьбы с неуставными отношениями в армии?

Все самое интересное читайте в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить