Уголовно-процессуальный кодекс: правозащитники бьют тревогу

В современном судопроизводстве жертвы преступлений имеют гораздо меньше прав, чем обвиняемые. К такому неутешительному выводу все чаще приходят не только сами пострадавшие, но и те, кто по роду своей деятельности сталкивается с практикой применения Уголовно-процессуального кодекса.

Принятие в 2002 году нового УПК поначалу было расценено обществом как несомненное достижение судебной реформы, покончившей с репрессивным механизмом советского судопроизводства. И, действительно, кодекс утвердил в процессуальной практике такой основополагающий принцип, как открытая состязательность защиты и обвинения. Однако с годами опыт применения нового УПК выявил не только все его достоинства, но и недостатки.

И главный в их числе - явный дисбаланс прав потерпевшего и обвиняемого, на сей раз уже в пользу последней стороны. Дело в том, что разработчики нового УПК стремились, прежде всего, гарантировать права подозреваемых (которые, надо прямо сказать, ущемлялись системой советского правосудия). Что и было достигнуто. Но, как водится, в ущерб правам другой стороны - пострадавшей. Ее нужды оказались задвинутыми новым УПК как бы на задний план.

После всего этого нетрудно представить себе такую, например, ситуацию. Некой группе мошенников предъявлено обвинение в массовом обмане. Подозреваемые задержаны, дело передано в суд, которому после этого надо лишь вручить этим лицам копию обвинительного заключения. И вот тут начинается…

Некоторые обвиняемые попросту отказываются получать эту бумагу. Суду надо звать понятых и составлять акт об отказе. Тем временем уже сам суд находит какие-то ущемления прав обвиняемых и возвращает дело в прокуратуру. Затем все начинается по новому кругу. И на всю эту судебную волокиту уходит несколько месяцев. Тем временем пострадавшие - законопослушные, заметим, граждане - терпеливо ждут, не имея возможности получить полагающуюся им компенсацию. Делопроизводство работает, таким образом, в интересах мошенников, а не их жертв. Словом, из одной крайности - в другую. Именно так начинают оценивать либерализацию уголовно-процессуального законодательства подавляющее число экспертов.

Лидер правозащитной организации «Сопротивление» Ольга Костина, например, убеждена, что баланс интересов потерпевшего и обвиняемого явно смещен сейчас в сторону обвиняемого. Эту точку зрения она вновь подтвердила на прошедшем вчера в газете «Аргументы и факты» круглом столе, в котором приняли участие правозащитники и представители Общественной палаты РФ. Такое положение, считает Костина, существенно ущемляет права законопослушных граждан, ставших жертвами преступников , а также тех лиц, которые содействуют правосудию. В то же время самим преступникам, отмечает Костина, новый УПК фактически создал режим наибольшего благоприятствования.

В этой связи правозащитница поддержала недавнюю инициативу спикера Госдумы Бориса Грызлова, предложившего законодательно предоставить дополнительные гарантии лицам, сотрудничающим со следствием. Такая мера должна помочь государству в борьбе с организованной преступностью. Лидер «Сопротивления» призвала всех объединить усилия, чтобы оказать эффективную помощь потерпевшим и свидетелям, а также повлиять на законодательство с целью привести его в соответствие с реальными потребностями общества.

Президент Фонда помощи заключенным Мария Каннабих, солидаризировавшись с позицией г-жи Костиной, в свою очередь, привлекла внимание к такому частному (но от этого ничуть не менее значимому) проявлению данной проблемы, как женская преступность. По мнению правозащитницы, импульсом большинства преступлений, совершаемых женщинами, являются нынешние реалии их семейной жизни. Дефицит юридической поддержки, усугубленный постоянным психологическим стрессом в семье, приводит к тому, что зачастую женщины преступают закон и совершают тяжкие преступления лишь потому, что пытаются решить свои проблемы самостоятельно. И потому своевременная помощь женщинам, считает Каннабих, будет способствовать решению проблемы «женской» преступности.

Принявший участие в работе круглого стола заместитель председателя Комиссии ОП по контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированию судебно-правовой системы Сергей Шабанов разделил озабоченность правозащитников и пообещал, что Палата организационно поддержит их инициативу.

Александр Лоскарунский

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить