Рейдеры вместо дорожников: Кто будет строить дороги в Подмосковье

Тема состояния российских дорог является одной из важнейших для россиян. Недаром она традиционно входит в десятку наиболее актуальных проблем по результатам соцопросов. Более того, ни одна из встреч первых лиц государства с представителями общественности не обходится без жалоб на состояние местных дорог и просьб включиться в решение дорожных проблем.

Весной вся Россия аплодировала жительнице Омска Екатерине Черненко, которая одним своим звонком на "прямую линию" президента Владимира Путина добилась выделения средств на ремонт дорог в родном городе. Глава государства обратил особое внимание на необходимость целевого использования средств, предназначенных на дорожное хозяйство. "Проблема обострилась, как ни странно, несмотря на то, что мы возродили дорожные фонды, — сказал он.- Я проанализировал обращения по прямой линии — большое место занимает дорожная тема. Интересно, что и денег в дорожных фондах, скажем, немало".

Результат такой критики не заставил себя долго ждать — в Госдуму направлен проект закона об административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. Закон призван ужесточить наказание для подрядчиков за нарушение предписаний ГИБДД по организации безопасности дорожного движения.

Документ этот крайне важен, ведь, согласно данным Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (Радор), по состоянию на 2016 год 62 процента региональных трасс не соответствуют нормативным требованиям. За десять месяцев 2016 года в ДТП на российских дорогах погибли 17 тысяч человек. Почти 58 тысяч ДТП в России произошли из-за плохого содержания дорожной сети, констатирует ГИБДД.

К освоению средств претензий также немало. Проведенная Счетной палатой проверка показала, что, по данным на 1 ноября 2016 года, регионами было освоено всего 60 процентов средств, выделенных бюджетом на нужды дорожного строительства (порядка 588 из выделенных Дорожным фондом 957 миллиардов рублей). Был составлен и список регионов, которые хуже всего справились с задачей освоения средств. В него попали Пермский край, Самарская, Нижегородская, Ростовская области, Приморский край, Республика Удмуртия, а также Подмосковье и ряд других регионов.

Причин для неосвоения выделенных Дорожным фондом средств достаточно, среди них, в том числе, и бюрократическая волокита, из-за которой тормозятся сроки организации тендеров на проведение дорожно-строительных работ, и подчас нецелевое использование бюджетных средств, и многое другое. И здесь уже смело можно говорить о системном кризисе отрасли.

Наиболее ярко это утверждение демонстрирует нынешнее состояние дорожной отрасли в Подмосковье. Статистика Госавтоинспекции показывает: самые проблемные участки области — Пятницкое, Каширское и Егорьевское шоссе. Именно там происходит наибольшее количество ДТП. По данным ГИБДД, в 2016 году больше трети ДТП в Подмосковье происходит из-за проблем с дорогами. Из 1250 несчастных случаев 800 были связаны с отсутствием разметки на дороге, а еще 300 — с неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия. Всего за полгода произошло примерно 3000 аварий.

Казалось бы, строительство и содержание подмосковных дорог должно быть постоянно в фокусе внимания множества заинтересованных структур. Ситуация показывает обратное. Примерно десять лет назад дорогами Московской области постоянно занимались порядка 300 специализированных ДРСУ. К нынешнему дню более 60 процентов из них уже не существует. Большая часть подверглась процедуре банкротства, в том числе из-за недофинансирования, немалая доля пострадала по другим причинам.

Кто же сейчас строит подмосковные дороги? Нисколько не умаляя достоинств системы проведения торгов на проведение работ по строительству и содержанию дорог, отметим, что в ней все же есть и многочисленные недостатки. В отличие от нынешних "кочевых" подрядчиков, прежние ДРСУ всегда были рядом, любой представитель власти, депутат или просто местный житель по-соседски мог спросить с них за качество на конкретном участке работ.

Победителями нынешних тендеров, к сожалению, часто становятся "гастролеры" из других регионов и даже стран, работающие на субподряде, основная цель которых не построить дороги, а именно освоить выделенные средства. Напомним, средства велики. Достаточно сказать, что, согласно недавнему распоряжению российского премьер-министра Дмитрия Медведева, субъектам Федерации выделены субсидии на дорожное хозяйство. В лидерах на получение средств — Москва (824 миллиона рублей) и Московская область, которой выделено 757,6 миллиона рублей. Таким образом, можно предположить, что немалые суммы из выделенных средств уйдут к тем же "гастролерам", нисколько не озабоченным качеством подмосковных дорог, при этом, в условиях существующей коррупционной практики, немалая часть осядет в виде "откатов" в карманах представителей структур, отвечающих за проведение торгов.

Как найти выход из создавшейся ситуации и обеспечить качественный и профессиональный процесс для строительства и поддержания дорог — вопрос для специалистов. В этом можно убедиться на примере Истринского ДРСУ, которому работать действительно мешают, и уже не первый год.

Послужной список этого предприятия впечатляет: в нем и многочисленные благодарности за сделанную работу, и участие в строительстве федеральной трассы М9 "Балтия", и победы в профессиональных конкурсах.

Последние несколько лет Истринское ДРСУ не участвует ни в одном тендере на строительство и содержание дорог. Уже два года предприятие, которое могло бы построить не один километр качественных региональных трасс, фактически стоит. Главная проблема в том, что его целенаправленно банкротят и убивают некие заинтересованные структуры. И естественно, такая война идет вовсе не за участие в дорожных тендерах. Налицо еще одна тема, о которой в последнее время мало говорят российские СМИ, — это, казалось бы, уже побежденное в нашей стране рейдерство. Рейдеры никуда не исчезли, они просто научились мимикрировать, действовать более тонко, исподтишка.

Естественно, главная цель рейдеров отнюдь не намерение сделать из Истринского ДРСУ цветущее предприятие с миллиардным оборотом (будучи отвоеванным рейдерами, оно не проживет и месяца), а попытка забрать принадлежащую ему территорию. Ведь главная цель "экономических пиратов" не просто прибыль, а сверхприбыль: доходность рейдерской деятельности, по оценке специалистов, обычно колеблется от 200 до 1000 процентов.

Начало финансовым проблемам предприятия положило ООО "ЭНБИЭМ — Стройсервис Монолит", которое не оплатило Истринскому ДРСУ порядка 100 миллионов рублей за проведение работ по строительству участка федеральной трассы.

Финансовыми трудностями и воспользовались рейдеры, которые нацелились на то, чтобы завладеть собственностью истринского предприятия. В тот момент в ход пошли поддельные векселя и судебные иски по надуманным причинам. Люди, занимающиеся строительством дорог, а не судебными нюансами, естественно, были вовлечены в судебную и бумажную волокиту. Далее роль сыграла и личность конкурсного управляющего — Олега Михеева, который начал проводить в жизнь свою политику управления, которая к оздоровлению ситуации отнюдь не привела.

Надо отметить, что к настоящему моменту причастность Михеева к рейдерским схемам послужила  основанием для возбуждения уголовного дела и рассмотрения в уголовном суде. Сейчас он, как бывший конкурсный управляющий, является подследственным по делу МП ПО "ЖКХ" Лотошинского района. Нет сомнений, что аналогичная судьба ждала и Истринское ДРСУ. Вряд ли покупателей заинтересовали бы два АБЗ, катки и грейдеры как собственность предприятия. Зато административное здание ДРСУ в центре Истры, база в городе и территория упомянутых заводов — это уже немалый финансовый интерес к территории, входящей из-за стоимости гектаров района, находящегося в непосредственной близости от Москвы, в категорию "золотое Подмосковье".

История Истринского ДРСУ весьма показательна для многих предприятий России, и не только дорожной отрасли. Главная беда в том, что небольшие предприятия в одиночку борются и с рейдерами, и с самой коррумпированной системой и поэтому нечасто оказываются в поле зрения широкой общественности и СМИ. Между тем, не обращать внимания и не бить тревоги нельзя. Ведь в рейдерские схемы включены не только местные администрации, а часто и структуры, которые призваны по своей сути надзирать за соблюдением порядка и законности. Что в их действиях умысел, а что непрофессионализм или банальная халатность, определить нелегко. Однако в упомянутом нами случае факт остается фактом: судья Московского арбитражного суда Бобренев по-прежнему отклоняет все иски гендиректора ООО "Истринское ДРСУ" Нины Жидко и удовлетворяет требования Олега Михеева. Материал по делу с ноября 2015 года гуляет по самым различным инстанциям, причем он побывал уже, например, в Следственном комитете по Басманному району Москвы, который территориально не имеет отношения к данному вопросу и т. п.

К настоящему моменту можно сказать одно: борьба на уничтожение Истринского ДРСУ продолжается. Причем это борьба на уничтожение в самом прямом смысле слова. За время многолетних скитаний по судебным инстанциям немолодая уже директор ДРСУ (к слову, Заслуженный строитель и Почетный дорожник) пережила несколько сердечных приступов и приобрела соответствующую группу инвалидности. Игнорируя больничный лист, судья Истринского городского суда Григорьев не так давно даже объявлял Жидко в розыск и добился для нее домашнего ареста. И по сей день она практически в одиночку борется за жизнь ДРСУ, пишет письма в Совет по правам человека и не имеет возможности повлиять на жизнь собственного небольшого предприятия, даже просто пытаясь выплатить зарплату работникам.

Описывая ситуацию с Истринским ДРСУ и проецируя ее на ситуацию с рейдерскими захватами подобных предприятий по стране, нельзя не упомянуть и еще одну деталь, которая, хоть и косвенно относится к дорожной тематике, немаловажна для регионов: во время нормального функционирования ДРСУ в нем постоянно работало порядка 300 человек, а в летнее горячее время — более 500. Это немаловажный момент в организации рабочих мест в Подмосковье. В настоящее время эти люди — в основном, профессиональные работники — вынуждены искать себе другие возможности трудоустройства в период экономического кризиса. Из-за ареста счетов предприятия практически все они не получили зарплату.

Между тем, минимальная суммарная стоимость активов Истринского ДРСУ в 140 миллионов рублей позволяет полностью рассчитаться с долгами, которые не превышают 50 миллионов рублей и сохранить предприятие, перейдя к внешнему управлению.

Какими будут подмосковные дороги в следующем году — вопрос, который интересует всех и должен, в конце концов, быть услышан и властью. Будут ли они строиться и поддерживаться в должном состоянии теми, кто действительно хочет работать, или выделенные на это средства будут и дальше закатываться в асфальт? Восстановится ли работа региональных предприятий, заработает ли вновь Истринское ДРСУ, чьи иски продолжают "футболить" друг другу многочисленные инстанции? Это вопросы и к тем, кто должен по роду своей деятельности заниматься соблюдением законности.

Омичке Черненко удалось привлечь внимание главы государства к проблемам родного города. Неужели и Нине Жидко для того, чтобы решить проблемы своего предприятия, нужно дожидаться очередной президентской "прямой линии", чтобы рассказать о бедах подмосковных дорожников? И неужели для того, чтобы разобраться в ситуации, когда рейдеры разрушают предприятие, готовое строить хорошие дороги, на головы тех, кто должен восстановить законность, должен обрушиться крепкий начальственный кулак?

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Принуждение к сделке при покупке недвижимости
Комментарии
Не забудьте присоединиться к "Правде.Ру" в "Telegram". Мы рады новым друзьям
Комментарии

Музыка является основой национальной идентичности. Правду говорят пословицы: "Кто играет джаз — тот Родину продаст", "Под чью дудку танцуете...". Сталин знал, что говорил. Так и получилось. Все общественные и культурные процессы в определенной степени управляемы. Об этом в интервью Pravda.Ru рассказал заслуженный артист России Бари АЛИБАСОВ.

Бари АЛИБАСОВ: "С музыкой мы потеряли нашу национальную идентичность"