Конфликт между курдами и русскими в республике Адыгея

Власти Адыгеи винят в своих проблемах СМИ

Председатель правления Союза славян Адыгеи Нина Коновалова дала интервью Pravda.Ru. Поводом к беседе стала история с требованием Роскомнадзора о закрытии, из-за обвинений в экстремизме, одного из сайтов медиахолдинга Pravda.Ru - "Большой Кавказ". Неприятности возникли после публикации о конфликте в селе Белове (Адыгея) между русскими и курдами.

Итак, все началось с публикации собственного корреспондента "Большого Кавказа" о громком конфликте русских и курдов в селе Белое Красногвардейского района. Об этом писали все, было даже открытое письмо президенту России.

Вместо того чтобы искоренять причины конфликта и действовать по закону, прокурор Красногвардейского района Адыгеи обратился в Красногвардейский же районный суд Адыгеи с иском об экстремизме в конкретной статье. В обстановке полного взаимопонимания и без извещения ответчика было вынесено решение, что статья — экстремистская и доступ к ней надо закрыть. Роскомнадзор на всякий случай потребовал закрыть весь сайт.

Только вот серьезные противоречия так и остались неразрешенными и могут привести к обострению конфликтов с самыми серьезными последствиями.

Эта программа — достаточно уникальна. Мы вынуждены продолжать расследование, которое проводил год назад один из наших проектов "Большой Кавказ" в Адыгее. Наш корреспондент Светлана Болотникова написала об очень сложной ситуации в селе Белове в связи с конфликтными отношениями между русскими жителями села и недавно переселившимися туда курдами.

Об иске, заседании суда и о самом решении нас даже не известили! Статья была опубликована в феврале, решение вынесено в июне, а сейчас поступило распоряжение Роскомнадзора, который ничтоже сумняшеся признает весь сайт "Большой Кавказ" экстремистским. Нам придется теперь вести свое расследование и разбираться.

Хотя об этих проблемах писали многие СМИ, а никаких экстремистских высказываний в статье нет. Абсолютно ясно. что сам суд прошел с нарушениями законов, а принятое таким образом решение уже исполнено, причем с новыми нарушениями.

Адыгея — одна из спокойных республик. Нина Николаевна, расскажите, что за проблемы, из-за чего происходят конфликты между русскими и курдами в этих селах. Что там происходит?

— Ну, у нас курды появились не так давно. Они бежали из Средней Азии в 90-е годы. После распада Советского Союза из бывших союзных республик погнали не только русских, но и людей других нетитульных национальностей. Вот беженцы-курды появились и поселились в республике Адыгея.

— Они вернулись на свои исторические земли, откуда были депортированы, или раньше их там никогда не было?

— Они здесь до этого никогда не жили, исторически эта земля к ним никак не относится. Они просто пришли сюда и попросили временного убежища. Русские люди всегда идут навстречу, принимают всех с широко распахнутыми объятьями, и особенно готовы пожалеть любого страдающего человека.

— Была информация, что аксакалы адыгейских сел отказались принимать курдов в своих селах. Это так?

— Да, это соответствует действительности. Так и было. Это произошло, потому что все-таки менталитет у курдов различный и с адыгами, и с русскими. Видимо, адыги по своим мусульманским каналам имели более полную информацию об этих курдах, чем русские и все остальные. Поэтому аксакалы главам своих поселковых администраций запретили прописывать у себя в аулах курдов.

И они начали селиться в русских поселениях Красногвардейского района. Сейчас курды расселяются потихоньку более широко по республике Адыгея, но основная масса проживает именно в Красногвардейском районе.

После того конфликта, о котором писали мы и другие, жители села Белого направили открытое письмо с 449 подписями президенту Путину, которое также было опубликовано во многих СМИ. В частности люди писали, что стали жертвами миграционной политики, проводившейся многие годы. Для русского населения эта политика вылилась в реальную проблему — необходимость жить рядом со сплоченной общиной курдских переселенцев, для многих из которых общепринятые нормы и законы общественной жизни не существуют.

Жители указывали, что правоохранительные органы республики на призывы навести порядок, неоднократно звучавшие на сходах граждан, вместо принятия должных мер обвиняли нас в разжигании межнациональной розни и выносили предостережения.

Хотя в конце концов уже и руководство республики устами ее главы и министра МВД публично признали проблемы с курдами. Однако на практике правоохранительные органы покрывают их преступления и сваливают вину на русские организации и граждан. Почему так происходит? Правоохранительные органы боятся связываться с курдами?

— Жители написали абсолютную правду. Мы долго анализировали происходящее. У нас там свое отделение было, люди приезжали за помощью к нам в Майкоп, в центральное отделение Союза славян, поэтому мы занимались этой проблемой. Мы были с депутатами Государственного совета на сходе граждан в селе Белом, где поднимались эти вопросы.

Но определение экстремизма почему-то опять стараются прилепить русским. По всем каким-то проблемам, которые возникают в межнациональных отношениях, зачастую сразу говорят, что виноваты русские. Это не только у нас, а по всей стране, к сожалению, такая практика.

И только когда стало очевидно, что мы оказались правы, и эта проблема действительно приобрела очень большие размеры, руководство республики озаботилось этой проблемой. В письме граждан Путину проблема ставится немножко по-другому. — Жители обвиняют в том, что межнациональная проблема не решается, власть и правоохранительные органы в первую очередь.

Они просят даже не то, что говорят в других местах: выселить, переселить, они просят, чтобы эти органы правопорядка: милиция, прокуратура, суды четко встали на защиту закона, просто элементарно выполняли свои обязанности.

— Разумеется, должны расследоваться все конкретные случаи, конкретные правонарушения, которые происходят. Например, был конфликт, когда русский житель сделал группе курдов в школе замечание за плохие выражения, а они его избили, потом догнали на шести машинах и еще избили, когда он пригрозил, что поедет в полицию. А органы правоохраны потом еще пригрозили русским жителям этой станицы преследованием за экстремизм. После обращения жителей как-то ситуация изменилась?

— На сегодня действительно эта ситуация немного разрешилась. Наказан один из этих курдов.

— То есть из 25 человек, которые били, наказан один. А остальные что?

— Главным виновным признан этот человек. Остальное — это вопрос не ко мне, а к правоохранительным органам, которые этим делом занимались. Поэтому из-за такого непонятного решения получается, что сторон у конфликта три.

Правоохранители почему-то очень плохо относятся к вопросу межнациональных отношений, неохотно их расследуют. Каждое столкновение, которое в принципе носит межнациональный характер, списывается на бытовые причины. Это — тоже опять-таки практически по всей стране также. Но ведь, если хотя бы одна сторона считает, что конфликт межнациональный, скорее всего, так есть…

Вопрос стоит именно о бездеятельности силовых структур, органов правопорядка, в частности прокуратуры. На том сходе этот вопрос вроде бы отменили, но он все равно выплыл. Я сама была на сходе. Жители Белого — очень здравомыслящие люди, они именно так вопрос и ставили. На этом же сходе присутствовали и незадолго до этого назначенные новый прокурор, новый начальник милиции. К ним обращались, чтобы милиция и прокуратура добросовестно и своевременно пресекала и расследовала такие случаи, чтобы покончить с ними.

— Были ли какие-то контакты с курдской общиной? Жители пишут, что они очень хорошо организованы.

— На этом сходе как раз был руководитель курдской общины Файзулла и еще несколько курдов. Они это все выслушали, но была очень интересная реакция. Жители и учителя говорили курдам о воспитании их молодежи, что она плохо воспитана, что надо воспитывать свою молодежь в уважении к другим людям, прежде всего — рядом живущим соседям. Никто из них курдов не признал, что надо со своей молодежью поработать. Файзулла сказал, что вопрос будет решаться в суде.

— Какие сейчас отношения между жителями?

— Более-менее в равновесии. Но опять же пытались меня обвинить, когда мы говорили, писали о том, что на 15 сотках приусадебного участка до 60 голов скота содержится. Представьте, что это такое! И тут же бойня организуется. Фактически крупная ферма на малюсеньком приусадебном участке работает. Но при этом они не зарегистрировались как фермерское хозяйство. Это даже не подсобное, а просто домашнее хозяйство. Им выписывают штрафы, предписания, но они не исполняются по большей части.

Когда эти вопросы я освещала в своей статье в нашей газете, у меня возникали проблемы. Причем они написали на меня заявление в ФСБ, в прокуратуру и в МВД — опять же за разжигание розни, оскорбление и тому подобное.

Я понимаю, что нет ничего более оскорбительного, чем правда. Со мной не спорят по фактам. Со мной вообще не спорят, а просто говорят: вы плохо относитесь к курдам. А я отношусь к ним хорошо. Сами бедные курды приезжали ко мне за помощью тогда, когда нужно было решать вопросы с пропиской и с принятием гражданства.

Я говорю правду, что необходимо принимать законные меры руководству республики, которое сейчас наконец-то очень обеспокоилось ситуацией, и в первую очередь, правоохранительным органам. А меня саму за это попытались привлечь.

Но надо отдать должное в этот раз нашему МВД, меня пригласили, побеседовали. Я рассказала, показала документы по фактам, которые я приводила. Они проверили, провели экспертизу по статье и собранным материалам. Меня оставили в покое. Но опять же руководителя курдской общины это не устроило. Он сказал, что он закажет другую экспертизу — лишь бы меня привлечь.

— Нина Николаевна, как вы сказали, республиканские власти озаботились ситуацией. Есть ли уже какие-то мероприятия, реальные профилактические меры, воспитательная интернациональная работа? Этим же не только прокуратура должна заниматься. На уровне Красногвардейского района такая работа ведется?

— Вопросы по интернациональному воспитанию действительно начали решать, они на контроле. Какие-то мероприятия проводятся в школах. Есть республиканское программа интернационального воспитания. Ну, сами понимаете… Программа — программой, а переделать людей очень тяжело.

В традициях тех же курдов девочки учатся до 11-12 лет, а потом их выдают замуж. У них это — нормальная многовековая традиция. Для нас эта традиция неприемлема, она даже выходит за рамки нашего закона. Девочки забираются из школы, рожают. В Российской Федерации это нарушение закона.

Вообще из всей общины (численность более 3 000 человек), по последним данным, зарегистрированы в налоговых службах всего 86 человек. А все социальные пособия, все социальные гарантии они получают. А вот, чтобы внести свою часть сюда, в эту общую копилку — нет. Получается, что большинство просто живут за счет других.

Разумеется, такое положение еще больше обостряет социальную напряженность. Поэтому, конечно, если и дальше не будут соблюдаться законы России, то конфликты будут возникать снова и снова. Ведь одни работают и платят налоги в общую копилку, а другие оттуда только берут. Хотя многие из них работают, но только на себя. И еще пользуются тем, что заработали другие.

— Что можно сделать, чтобы все-таки люди друг друга услышали, поняли и пошли навстречу, как вы считаете?

— Естественно, всегда лучше мир — это аксиома. Нужно движение обеих общин навстречу друг другу. Нужно, чтобы курдская община услышала претензии, которые предъявляют жители, не считала вот этих жителей просто своими недоброжелателями, а действительно посмотрела, каков менталитет окружающих и какие требования окружающие жители предъявляют и к друг другу, и ко всем, рядом живущим.

Они не завышены. Это законные требования нормальной соседской жизни. По-другому просто жить невозможно.

Беседовала Инна Новикова

Читайте также:

Людмила Айвар: Роскомнадзор часто блокирует сайты незаконно

Блокировка сайтов: почему "не заморачиваются" суды и Роскомнадзор?

Роскомнадзор "переводит стрелки" на провайдеров

Максим Шевченко: Что такое русская идея?

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить