Автомобили планируют оснастить чипами с данными о них и их владельцах

"Железных коней" заклеймят микрочипами?

МВД России проведет испытания по постановке RFID-меток на номера автомобилей в рамках проекта "Умный город" в следующем году, сообщили на днях СМИ со ссылкой на Минпромторг РФ. Каждую табличку с номером планируют оснастить чипом, с помощью которого ГИБДД сможет получить полную информацию о самом автомобиле и некоторые данные о его владельце.

Если точнее, то на чипе будут записаны не данные об авто и его хозяине, а индивидуальный код, привязанный к базе данных ГИБДД. Считывать его будут радиоустройства, которыми в перспективе оснастят каждый пост ГИБДД, светофор и мост. Впервые продемонстрировать работу системы собираются уже в конце мая текущего года. Производить "умные" автомобильные номера поручено питерскому ОАО "Авангард".

Читайте также: Улыбайтесь за рулем — вас снимают

RFID-технологии (этот акроним означает "радиочастотная идентификация" и происходит от английской аббревиатуры Radio Frequency Identification) вошли в нашу жизнь относительно недавно, но спектр их применения довольно широк. С их помощью борются с нарушителями на дорогах и дорожными пробками, отслеживают трафик и передвижения угнанных автомобилей.

В Малайзии обязательная постановка "умного" чипа на автономер введена с 2007 года. Дорожный полицейский в этой стране может подвергнуть проверке любой автомобиль, даже не останавливая его, как со стационарного поста, так и из мобильной патрульной машины.

Некоторые увидели в этом новшестве технически усовершенствованную американскую систему 3M GM Automotive Adhesive, действовавшую в США в 1990-х годах. Тогда отсутствие наклейки с уникальным номером на автотранспортном средстве давало повод для его доскональной проверки.

По-разному отнеслись к нововведению во Всероссийском обществе автомобилистов (ВОА) и в Обществе защиты прав потребителей.

Так, главный аналитик ВОА Андрей Карлов, по сообщению интернет-ресурса marker.ru, ожидает положительных изменений в области учета и перемещения транспортных средств. Например, система позволит отслеживать машины из-за границы при их ввозе на территорию страны.

А вот юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов настроен скептически. "Идея чипирования автомобилей не совсем ясна, — прокомментировал он "Росбалту" эту инициативу МВД. — Уже сейчас камеры видеонаблюдения считывают номера машин. Для каждого автомобиля имеется свидетельство о регистрации, на котором отображена вся информация, и по базе ГИБДД можно получить полную информацию как об авто, так и его владельце, по крайней мере, ту информацию, которая нужна сотруднику ГИБДД. Получается, что система только продублирует паспорт транспортного средства. При том, что затраты на оборудование будут немалые. Совершенно не определена существенная роль этого чипа".

Звучат и другие тревожные голоса. Так, в июне 2008 года Journal of the American Medical Association опубликовал результаты исследования влияния RFID на медицинскую технику. Его провели, чтобы проверить данные о том, что электронные помехи от радиометок сбрасывают настройки внутривенных капельниц, перепрограммируют электронные кардиостимуляторы и вносят прочие сбои в работу медицинской техники.

Так вот, 34 теста из 123-х действительно выявили сбои в работе медоборудования, находившегося на расстоянии от одного сантиметра до шести метров от источника RFID. В 22 случаях были зафиксированы весьма серьезные нарушения в работе аппаратов искусственной вентиляции легких: часть из них полностью вышла из строя, а часть самостоятельно изменила настройки частоты дыхания. Также "сбоили" инфузионные насосы для вливания физрастворов и лекарственных препаратов, аппараты для гемодиализа, а на мониторе ЭКГ демонстрировались несуществующие неполадки в работе сердца.

Выходит, что, подъезжая на зачипованном авто к посту, оснащенному RFID-техникой, некоторым автовладельцам придется хвататься за сердце в буквальном смысле. Осложнит она жизнь и сотрудникам скорой помощи.

С моральной точки зрения — как вмешательство "Большого брата" в частную жизнь — критикуют систему некоторые правозащитники и богословы. Однако не все представители Православной Церкви негативно относятся к автоматической идентификации объектов посредством радиосигналов RFID.

Читайте также: Преступников "сдала" собственная лошадь

В частности, диакон и преподаватель Московской духовной академии Георгий Максимов процитировал по этому поводу слова наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Феогноста: "Если я боюсь, что моя жизнь станет известна другим, это говорит только о том, что я Бога не боюсь, а боюсь людей", и напомнил известный эпизод из "Древнего Патерика", когда старец сказал блуднице, которая постеснялась совершать грех на площади, что Бог все и везде видит.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить