Удар сосульки страшнее падения самолета

За последние дни в СМИ все чаще появляются сообщения об авиапроисшествиях. Подобные известия, как правило, создают у человека впечатление, что летать на самолетах крайне опасно. Авиационный психолог Алексей Герваш рассказал «Правде.Ру», как реагировать на подобные новости и почему не стоит бояться самолётов.

Накануне в США на воду реки Гудзон в Нью-Йорке совершил экстренную посадку аэробус A320. Все находившиеся на борту самолета 155 человек остались живы. В этот рейс аэробус отправился из аэропорта «Ла Гуардиа» в город Шарлот (Северная Каролина) в 15:03 по местному времени (23:03 по московскому).

Менее чем через минуту после взлета пилот сообщил о двух столкновениях с птицами, в результате чего у самолета отказали оба двигателя. Капитан воздушного судна получил от диспетчера указание возвращаться в «Ла Гуардиа», однако, заметив вблизи другой аэропорт, которым оказался «Тетерборо» в Нью-Джерси, запросил разрешения сесть там. После того как оно было получено, связь с самолетом прервалась. Вскоре после этого аэробус приводнился на Гудзоне.

После посадки самолет стал уходить под воду. К счастью, прибывшие на место происшествия спасатели успели эвакуировать всех пассажиров и членов экипажа. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг на специальной пресс-конференции поблагодарил командира экипажа за проделанную им работу. Действия пилота отметили также пассажиры самолета и губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Патерсон, назвавший происшедшее «чудом».

Многие пассажиры, оказавшиеся после инцидента в воде, были госпитализированы с переохлаждением – температура воды в Гудзоне на момент аварии составляла около 6 градусов по Цельсию. Известно также, что одна из стюардесс получила перелом ноги. В результате происшествия никто не погиб, о серьезных травмах также ничего не сообщается.

После подобных сообщений люди, которые испытывают страх перед полётами, скорей всего, начнут бояться ещё больше. Однако, как заявил «Правде.Ру» авиационный психолог Алексей Герваш, страх этот напрасный. «Во-первых, тот факт, что самолёт с двумя отказавшими двигателями смог благополучно приземлиться, указывает на высокий профессионализм и подготовку пилотов, которые готовы к любым ситуациям, - отметил он. - А значит, пассажирам нечего бояться. Во-вторых, согласно статистике, шанс погибнуть в авиакатастрофе один на 10 миллионов, к слову сказать, умереть от удара сосулькой по голове в полтора раза выше».

Конечно, зачастую, главную роль играет психологический фактор. Так, в аэропорту Нюрнберга 172 пассажира отказались подняться на борт «Боинга - 737». После того, как самолет сделал две неудачные попытки подняться в воздух, они потребовали заменить самолет.

Дважды пассажиры вынуждены были выходить на летное поле, что уже само по себе - большой стресс для человека. Два пассажира, страдающих боязнью полетов, не рискнули зайти в салон уже после первой неудачной попытки взлета.

«Само по себе прерывание старта – еще не катастрофа, - заверяет руководитель Немецкого Центра по борьбе с боязнью полетов Марк-Роман Траутманн. - Нет предписания, гарантирующего пассажирам замену самолета. Каждый пассажир имеет право покинуть самолет, если это оправдано сложившимися обстоятельствами. Но боязнь полетов официально не признана болезнью».

По словам Алексея Герваша, в большинстве случаев боязнь полетов можно вылечить семинарами. Там аэрофобов снабдят всеми необходимыми материалами: книгами, дисками, различными пособиями - и будут следить за их успехами еженедельно. Как правило, такие программы включают в себя не только теоретическую часть и беседы с психологом, но и практическую. Она может состоять из посещения аэропорта, авиа-музея или даже пробного полета при школе летчиков-испытателей.

В особо тяжелых случаях для больного воссоздают иллюзию полёта и повторяют раз за разом, пока страх не уйдёт. Как правило, после такого лечения, даже самые тяжелобольные перестают бояться. 

Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить