Турфирмы обзаведутся "подушками безопасности"

Чтобы защитить российских туристов от внезапных банкротств турфирм, последних обяжут создавать так называемую "подушку безопасности" в виде резервного фонда. Турбизнесу эта идея не нравится, но, похоже, выбора у него нет. Последние скандалы на этом рынке настолько подпортили репутацию туркомпаний, что если они не предпримут решительных шагов для исправления ситуации, рискуют просто потерять клиентов. Российские туристы или уйдут в самостоятельное "плавание", либо воспользуются услугами западных компаний, которые обязательно появятся на нашем рынке после вступления России в ВТО.

23 марта в Госдуме состоится процедура второго чтения поправок в закон "Об основах туристской деятельности". Если все, что задумано разработчиками, воплотится в жизнь, отрасль ожидают серьезные перемены. И связаны они, в первую очередь, с гарантией защиты интересов туристов. Действительно, поток негативных новостей о происшествиях с российскими отдыхающими за рубежом не ослабевает.

И накануне летнего сезона отпусков хотелось бы примерно представлять, к чему нужно быть готовым на отдыхе. От представителей туриндустрии на этот счет информация поступает не слишком обнадеживающая. В частности, на пресс-конференции по поводу недавнего краха компании "Ланта-тур" вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин "порадовал" сообщением, что аналогичные банкротства вполне возможны. А пресс-секретарь РСТ Инна Тюрина попросту посоветовала россиянам, которые не хотят проблем с турфирмами, вместо зарубежного отдыха поехать в Краснодарский край.

Читайте также: Спасение отдыхающих - дело самих туристов

Выглядело все это как самоустранение от решения проблем отрасли. При этом РСТ крайне негативно относится к поправкам в закон "Об основах туристской деятельности". Неудивительно, что его представители не присутствовали на их обсуждении на круглом столе в Общественной палате. Что же вызывает неприятие представителей турбизнеса?

Во-первых, поправка, запрещающая небольшим турагентствам работать от собственного имени, а только от имени и по поручению крупного туроператора, продукт которого они продают. До этого понятие ответственности перед покупателем туристической услуги было довольно расплывчатым. Как известно, обычно турист заключает договор на покупку путевки с турагентством, которое в свою очередь приобретает ее у туроператора.

Если случается сбой в цепи, и клиент не получает то, за что заплатил деньги, он предъявляет претензии именно фирме, продавшей ему путевку. Но агентство — всего лишь посредник между туроператором и туристом и не может гарантировать качество того, к чему по сути не имеет отношения. Ну, а туроператоры тоже не спешат спасать ситуацию, поскольку по закону клиент должен разбираться именно с тем, с кем он заключил договор. Очень удобно. Для недобросовестного бизнеса, естественно.

Читайте также: Туризм в России меньше чем туризм

Почему туроператоры недовольны таким поворотом дела, вполне понятно — им придется брать на себя дополнительную ответственность за качество работы агентства. Возможно, некоторым недобросовестным агентствам придется уйти с рынка. Из-за этого пошли слухи, что новые поправки — очередной "наезд" на малый бизнес. Сопредседатель "Клуба защиты прав туриста" Роман Бобылев категорически с этим не согласен: "Сегодня турагентство ничем не может помочь туристу в случае возникновения проблем с путевкой. Оно попросту безоружно перед туроператором, который в любой момент может изменить условия уже оплаченного договора в одностороннем порядке". По его мнению, продажа путевок от имени и по поручению туроператора изменит эту ситуация и в конечном итоге приведет к повышению качества услуг.

Еще одной формой защиты представителей малого бизнеса — турагентств, а вместе с ними и самих туристов — станет создание саморегулирующихся организаций (СРО), также предусмотренное поправками. На западном туристическом рынке подобная форма работы действует давно, но для нашего это пока в новинку. Идея в том, чтобы обязать турагенства и туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, объединяться в СРО с целью создания компенсационного фонда для экстренных нужд. Когда, например, нужно срочно оплатить проживание в отеле, как это было с клиентами обанкротившейся "Ланты-тур", или оперативно помочь туристам в случае стихийного бедствия или дорожной катастрофы.

Как мы знаем из многочисленных примеров, ранее во все подобные случаи было вынуждено вмешиваться государство на самом высоком уровне, а сами турфирмы при этом оставались в стороне. По словам Романа Бобылева, это позорная ситуация, когда представители всех уровней власти решают проблемы конкретной фирмы, уговаривая зарубежные отели не выгонять российских туристов за неуплату.

Читайте также: "Арабская весна" русскому туристу не страшна

Теперь это будут в силах сделать сами туркомпании. Пока в законопроекте прописан такой механизм создания СРО: не менее 50 фирм объединяются и сбрасываются в фонд по 100 тысяч рублей. Естественно, это не отменяет финансовых гарантий, которые также должны быть у компаний на случай выплат туристам.

Создание подобных резервных фондов также вызвало негативную реакцию бизнеса. Единственный представитель отрасли на круглом столе в Общественной палате — адвокат компании "Пегас" Константин Шварцер не скрывал своего возмущения. По его мнению, резервные фонды СРО дублируют уже существующие обязательства в виде финансовых гарантий, и это приведет только к увеличению финансовой нагрузки на турфирмы. А значит, к подорожанию путевок. По ходу дискуссии он также заметил, что все туристы — взрослые люди и должны понимать, что их всегда могут обмануть, дескать, такова наша жизнь.

Логика блестящая — если мы понимаем, что турфирмы могут нас обмануть, то как бы заранее с этим соглашаемся. А значит, и претензии предъявлять бесполезно. В принципе, так оно и есть: по данным адвоката, лишь один человек из ста идет в суд за получением компенсации. И в таком случае зачем турфирмам платить всем самим?

Читайте также: Российских туристов защитят от турфирм

На это ведущий круглого стола, член Общественной палаты Сергей Марков заметил, что если идти на поводу российского бизнеса, освобождая его от каких-либо обязательств перед клиентами, вполне может получиться так, что и клиентов никаких не останется. К этому уже и идет. Евгений Писаревский, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму, привел пример по ситуации с российскими туристами с итальянского лайнера "Costa Concordia". Большинство из них приобретали путевки напрямую у самой компании, остальные — через немецкую турфирму. Кстати, как заметил Писаревский, немецкий турбизнес уже захватил весь европейский рынок и, наверняка, придет в Россию, когда страна вступит в ВТО.

Если для многих российских турфирм вопрос репутации и ответственности перед клиентом не стоит на первом плане, то для туристов как раз наоборот. По данным Федерального агентства по туризму, именно негативная информация о турфирмах, не выполняющих свои обязательства перед клиентами, заставляет последних все чаще обращаться в иностранные компании или вообще планировать свой отдых самостоятельно. Так что если российский турбизнес по-прежнему уверен, что его клиент никуда от него не денется, ему пора менять точку зрения.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


В курсе событий
Комментарии
Вопрос дня: предатель ли хозяин Telegram Дуров?
Bloomberg прогнозирует "страшные потрясения" для России
Пенсионный фонд не нашел в России бедных стариков
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Власти России признали - санкции введены навсегда
Пенсионный фонд не нашел в России бедных стариков
Яков Кедми: Почему русские скрывают свою историю
Закавказский тупик: что делать с "бездорожьем" между Арменией и РФ
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Пенсионный фонд не нашел в России бедных стариков
США опять попробуют указать место России
Варшава: "Северный поток-2" - смерть для Украины
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Bloomberg прогнозирует "страшные потрясения" для России
Bloomberg прогнозирует "страшные потрясения" для России
Варшава: "Северный поток-2" - смерть для Украины
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Bloomberg прогнозирует "страшные потрясения" для России
Запад: Путину удалось возродить Россию, ее не сломать
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым
Лауреат Нобелевской премии: Причина рака - кислотность. Дышите полной грудью!

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры