В кустах с радаром сидят недаром

Уверен, большинство водителей с более или менее солидным стажем встречались с такой ситуацией: едешь себе спокойно по трассе, без нарушений, и вдруг из придорожных кустов вскакивает инспектор ДПС с радаром — нарушаете, превышаете! А, собственно, могут ли дорожные полицейские прятаться в кустах? На этот вопрос "Правде.Ру" ответили эксперты.

Как-то раз нынешним летом едем на рыбалку по не очень оживленной трассе с бывшим (уволился в 2011 году по сокращению штатов) полковником полиции. Он за рулем чувствует себя, что называется, как рыба в воде.

Ведет спокойно и уверенно, не дергается, правил не нарушает. Во всяком случае, старается. И вдруг впереди, метрах в ста, из-за будки пригородной автобусной остановки на дорогу выходит молоденький сержант ДПС с радаром в руках. По его сигналу останавливаемся.

Читайте также: "Сухой закон" — только для велосипедистов

Оказывается, по словам сержанта, полковник превысил допустимую на этом участке трассы скорость аж на пять километров в час. И показывает окошечко переносного радара: действительно, какое-никакое превышение есть. Водитель спокойно выходит из машины и вдруг начинает грозно отчитывать молодого сержанта: мол, нарушаете инструкцию такую-то, приказ МВД такой-то, положение ГИБДД такое-то…

Номера ведомственных приказов, инструкций и так далее сыплются, как из рога изобилия. Растерянный сержант краснеет и машет рукой: да поезжайте уже, только от меня отстаньте! Довольный экс-полковник садится за руль. Смеется: законы надо знать, сотрудникам дорожной полиции прятаться от водителей в каких-нибудь кустах или будках не положено. Собственно, именно по этому поводу напористый полковник и наехал на растерявшегося дорожного полицейского, не умудренного особым опытом.

Читайте также: ДТП: послание на три буквы

Но оказывается, мудрый полковник использовал не столько собственное знание ведомственных правил, сколько незнание их молодым сержантом в форменном канареечном светоотражающем жилете. В данной ситуации закон действительно что дышло: в отдельных случаях инспекторы ДПС скрытно следить за дорогой все-таки могут! Даже на автомобиле, не разукрашенном служебной символикой.

Вот что пояснил корреспонденту "Правды.Ру" Заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, полковник полиции в отставке Виктор Николаевич Корзун:

"В былые времена совершенно официально было три формы несения службы: скрытая (работа на машинах без специальной раскраски), открытая (работа на патрульных автомобилях в местах, где чаще всего происходят нарушения ПДД с целью их профилактики) и смешанная. В 2009 году вышел специальный регламент, предусматривающий несколько иные нормы патрулирования на трассах, в 2011 году он был дополнен.

Правда, честно говоря, ясности во взаимоотношениях ГИБДД и водителей больше не стало. Например, в одном абзаце регламента сказано, что контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается.

И тут же дана расшифровка: патрульный автомобиль — это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов и так далее…. То есть если на машине отсутствуют синие полоски, аббревиатуры ДПС и красно-синие мигалки, то значит, патруль вне закона?

Как бы не так! В следующем абзаце говорится (постараюсь повторить дословно), что "контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме, с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля". То есть, исходя из этого пункта регламента, следует, что инспектору разрешено хоть на личном "Жигуленке" следить за порядком на трассах! Согласитесь, тут есть некое скрытое противоречие, которое можно использовать как угодно…".

Читайте также: Новые штрафы — старые ездоки

А насколько все-таки правомерно гаишнику прятаться от водителей в кустах? На этот вопрос "Правде.Ру" отвечает кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Васильевич Шмидт:

"Тут ситуация довольно сложная и достаточно противоречивая. Формулировки в нормативных документах несколько расплывчаты, что позволяет трактовать их достаточно вольно. И ведь ничего не поделаешь! Дежурство на дорогах регламентируют специальные наставления по работе дорожно-патрульной службы, а там четко написано: сотрудник ДПС должен выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения и иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения.

А вот всего лишь несколько строк из приказа Министерства внутренних дел от 31 декабря 2009 года (цитирую по первоисточнику): "При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения…".

Но внимательно читаем далее: "В целях обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети". Короче говоря, дорожный инспектор с радаром может вполне спрятаться за бугром, за поворотом, даже по сути дела и в кустах. И никаких служебных регламентов не нарушит!

Читайте также: Ученые узнали, откуда на дорогах "чайники"

По сути, из положений приказов МВД и регламента ГИБДД следует, что патрульная машина однозначно может быть скрыта за придорожными кустами или автобусной остановкой только при условии, что контроль за дорожным движением ведется с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения.

Правда, есть еще один нюанс, который известен всем водителям. Если вы едете нормально, не нарушая правил, то никакой инспектор, который хоть в кустах сидит, хоть открыто на обочине стоит, не страшен!".

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Арестованы убийцы 93-летней блокадницы из Мариинки
Конец "меркелизма": Spiegel объяснил, почему Ангела скоро уйдет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
США взорвали атомную бомбу неизвестно где. Видео
Вице-премьер Голландии поверила в суперспособности русских
Вице-премьер Голландии поверила в суперспособности русских
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры