На Западе набирают популярность сервисы, удаляющие аккаунты в соцсетях

Умереть там - значит спастись тут

На Западе набирают популярность сервисы, позволяющие совершить "онлайн-самоубийство". К счастью, речь идет не о разновидности суицида, а лишь о том, чтобы удалить сведения о себе из социальной сети. Программа стирает все виртуальные напоминания о вас: фотографии, переписку, сообщения в группах. Но выпутаться из социальной сети не так-то просто.

Программа под названием "Web 2.0 Suicide Machine" позволяет людям, "обремененным социальной жизнью в интернете", буквально за пару кликов удалить свои аккаунты на Facebook, Twitter, Linkedin и Myspace. Успешно "удалившиеся" пользователи оставляют создателям чудо-сервиса шутливые комментарии вроде: "Моя девушка вам благодарна!", "Наконец-то стал чувствовать себя реальным человеком", — и тому подобные.

Казалось бы, сам вопрос о возможности удаления аккаунта из соцсети и стоять не должен: человек, которому надоело общаться виртуально и захотелось настоящих встреч с друзьями, который хочет оградить себя от соблазна часами просиживать у монитора, должен иметь такую возможность.

Читайте также: Резюме заменят аккаунты в соцсетях

Но выпутаться из виртуальной сети, оказывается, не так-то просто. К примеру, для ликвидации аккаунта на Facebook нужно указать причину, по которой вы хотите покинуть социальную сеть. Пользователи отечественных "Одноклассников" тоже вынуждены прибегать к различным ухищрениям: для этого они пользуются кодами, которые распространят программисты-доброжелатели, или удаляют все фотографии и меняют имя аккаунта на что-то бессмысленное, буквально "изображая" из себя бота-спамера. В последнем случае велика вероятность, что модераторы сами удалят такой аккаунт.

Пока остаются социальные сети (к примеру, "Мой Мир" на Mail.Ru или популярная в России социальная сеть "ВКонтакте"), создатели которых честно размещают функцию удаления профиля в основном меню. Но общая тенденция прослеживается невооруженным глазом: удалить информацию о себе из социальных сетей с каждым годом становится все сложнее. Цель, которую преследуют создатели сети, вполне ясна: таким образом они получают все больше клиентов, и, как следствие, увеличивают доход проекта. Люди, принявшие решения "завязать", рано или поздно не выдержат и зайдут на свою страничку, которую "заботливо" сохранила администрация.

Читайте также: Соцсети: поторгуем или устроим революцию?

А вот весь вред, которому подвергаются "навеки застрявшие в Сети" пользователи, трудно даже представить. Первым и очевидным, конечно, остается интернет-зависимость и подмена реальных контактов виртуальными. Среди наиболее распространенных причин, по которым люди стремятся "удалиться" из всех соцсетей, — виртуальные площадки буквально пожирают время жизни, ничего не давая взамен. Вторая и не менее веская причина — незащищенность личных данных. Социальные сети устроены так, что буквально провоцируют людей обнародовать весьма приватную информацию и размещать фотографии из личного архива. С тех пор, как поиск по личным данным в той же сети "ВКонтакте" стал доступен всем поисковым системам, такая открытость становится опасной. Идентифицировать человека, указавшего свое имя, фамилию, дату рождения и вуз, не составляет труда.

Но хотите ли вы, чтобы любой ваш случайный знакомый, работодатель или, к примеру, потенциальная теща (свекровь), узнали о ваших политических взглядах и религиозной принадлежности? Так называемая "стена", где пользователи общаются в открытую, тоже доступна всем гостям профиля. И нет числа историям о работниках, уволенных за публикацию гадостей о своем боссе или неприятных клиентах. Получается интересный механизм: социальные сети провоцируют людей на откровенность (если не сказать — социальный эксгибиционизм), от которой те сами же потом и страдают.

Читайте также: Все лгут. Особенно в соцсетях

Есть и еще один болезненный вопрос: излишняя навязчивость тех людей, о которых вы предпочли бы забыть. В "Одноклассниках" и на прочих ресурсах в виртуальные друзья нередко напрашиваются люди, которых в школьные и студенческие годы вы ни за что не назвали бы друзьями. Причем запрос сконструирован так, что просто удалить сообщение о нем (то есть проигнорировать) невозможно: приглашение будет висеть у вас перед глазами до тех пор, пока вы не нажмете одну из кнопок "принять" — "отклонить". Если сделать последнее не позволит вежливость, пользователь постепенно окажется окружен неприятными людьми, будет вынужден читать о последних событиях их жизни в ленте новостей и видеть их комментарии к своим постам и фотографиям.

Нередки случаи желания удалить страничку после расставания с любимым человеком: как тут начать новую жизнь, когда бывшая пассия все время мелькает перед глазами?

Психологи отмечают еще одну негативную сторону "вечной виртуальной памяти": она не дает нам забывать. Личностный рост предполагает, что с течением времени вы меняетесь, и люди начинают воспринимать вас по-новому. Для этого вам и вашему окружению нужно забыть то, каким вы были год, два или пять лет назад. Интернет, в котором сообщения на форумах и активность в социальных сетях могут храниться десятилетиями, мешает этому естественному процессу забывания, вынуждая нас прирастать к старым маскам.

Читайте также: Спецслужбы раскинули социальные сети

Но, похоже, все эти насущные проблемы не очень-то волнуют администрацию соцсетей. Создатели Facebook, к примеру, были крайне недовольны появлением "Web 2.0 Suicide Machine" и заблокировали сервис по IP. Неудивительно, если вспомнить, какие деньги делают на нас социальные сети за счет рекламы, игр и платных сервисов. По разным оценкам, стоимость компании Цукерберга составляет от 8 до 15 миллиардов, стоимость "Одноклассников", по приблизительным данным, — три миллиарда, соцсети "ВКонтакте" — порядка 1,5 миллиардов.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить