Омских пенсионеров заставляют умирать

Губернатор Омска Леонид Полежаев прокомментировал произошедший недавно скандальный инцидент с ветераном труда Виталием Федотовым, получившим от областного правительства субсидию в размере 5 руб. 65 коп., которые оскорбленный пенсионер не поленился вернуть главе региона. Полежаев заявил, что полученная ветераном сумма была просто перерасчетом льгот.

Виталий Федотов, ветеран труда из Муромцевского района Омской области, получил от местного правительства субсидию в размере 5 рублей 65 копеек. Возмущенный мужчина счел такую сумму издевательством и выслал ее обратно губернатору Омска Леониду Полежаеву. Деньги он вложил в конверт с ядовитым письмом в адрес омского главы.

"…Высылаю Вам для улучшения Вашего благосостояния, поддержания пошатнувшейся политической репутации дарованную Вами мне субсидию в размере 5 руб. 65 коп.", — написал Федотов. Пенсионер саркастически призвал и других ветеранов труда перечислить свои субсидии Полежаеву "с одним только пожеланием — чтобы он освободил занимаемую им должность".

Другие ветераны труда, односельчане Федотова, тоже получили 5 рублей 65 копеек. Жители соседнего села Кондратьево получили и того более скромные субсидии — им начислили по 0 рублей 80 копеек. Причину подобного "благодеяния" власти ветеранам не объяснили.

Ситуация вызвала большой резонанс и активно обсуждалась не только в прессе, но и в блогосфере. 

Читайте также: Отдадим больничные, заберут и пенсии 

Правозащитник Дмитрий Щекотов отметил, что доставка переводов в село Надеждинку, расположенное в 35 километрах от райцентра, должна была обойтись государству не менее, чем в 300 рублей без учета жалованья почтовых работников. А поскольку они доставлялись и в более отдаленные села, общая сумма затрат составила в тысячи раз больше самих субсидий.

Фото: AP

Примечательно, что изначально СМИ не могли добиться никаких комментариев от омского правительства. Дозвониться удалось только до совета ветеранов, где не смогли внятно прокомментировать ситуацию. Попытки связаться с самим губернатором результатов не дали, а во время прямого эфира, в котором на "Эхе Москвы" давал интервью министр труда и социальной защиты Омской области Александр Афанасьев, по словам жителей Омска, в городе и вовсе отключили вещание радиостанции. Позднее оно было восстановлено.

Свои комментарии Леонид Полежаев дал на "деловом завтраке" в "Российской газете". По словам омского губернатора, полученная пенсионером сумма была не самой субсидией, которая по определению не может составлять такую мизерную сумму, а лишь результатом перерасчета льгот. "Мы переводим деньги авансом. А потом, уже по реальной оплате коммунальных услуг, делаем перерасчет. По документам, которые Федотов представил в отдел соцобеспечения, за июль-сентябрь он потратил денег меньше, чем было заложено в авансовые расчеты. В октябре все пересчитали и перечислили остаток — 5 рублей 64 копейки", — пояснил Полежаев.

Кроме того, областное правительство Омска опровергло информацию о том, что на перевод и доставку денег ушло много лишних средств. По словам представителя Министерства труда и социального развития, эти средства не доставляются специально — почтальоны везут их вместе с пенсией.

Как заявил губернатор, в ноябре пенсионер, представив очередную справку, вновь получит полноразмерную субсидию. "Мы все это Виталию Викторовичу объяснили", — подчеркнул губернатор. По его мнению, скандал случился из-за того, что "кому-то, видимо, понадобилась шумиха в прессе".

Скандал с мизерной субсидией для "Правды.Ру" прокомментировал Александр Жиров, главный редактор газеты "Новое омское слово":"Губернатор почти повторил то же самое, что сказал министр труда и социального развития Омской области Александр Афанасьев, когда ему звонил Максим Ганапольский с "Эха Москвы". Тогда Ганапольский звонил губернатору и звонок перенаправили министру. Афанасьев сказал то же: ветеран, по всей видимости, просто не разобрался в ситуации, в том, каким образом начислялись эти деньги, поскольку в Омской области буквально в ближайший месяц произошел переход на монетизацию льгот. До этого льготы предоставлялись натурально. Монетизация прошла только сейчас, и еще не все люди в ней разобрались. Скорее всего, человек просто не разобрался в ситуации.Я склонен к такой версии и не сказал бы, что здесь кроются какие-то конспирологические теории. Да, вполне возможно, что деревня, в которой живет ветеран, развалена, много там чего нет, но это стандартная ситуация и не только для Омской области".

В федеральном центре заботу Полежаева о ветеранах ценят весьма высоко: в августе губернатор получил памятную медаль "65 лет Победы", а также специальную грамоту российского организационного комитета "Победа". Грамота, подписанная президентом Дмитрием Медведевым, гласит, что Леонид Полежаев награждается за активную работу с ветеранами, участие в патриотическом воспитании граждан и большой вклад в подготовку и проведение юбилея Победы.

Фото: AP

Вместе с тем, случай с Федотовым — не первый драматический инцидент с омскими пенсионерами. Незадолго до этого, в июне 2010 года, покончила с собой жительница Муромцевского района Омской области, 91-летняя пенсионерка, инвалид первой группы Вера ВасильевнаКанищева. Одинокая женщина, проживавшая в доме без отопления, газа, воды, не выдержала таких условий быта. По будням на два часа в день к ней приходил соцработник, а остальное время престарелая женщина была вынуждена справляться с домашним хозяйством сама: топить печь, ходить с ведрами на колонку.

Веру Васильевну воодушевило обещание президента Медведева предоставить всем ветеранам войны человеческое жилье. Однако районная администрация в праве на получение жилищного сертификата ей отказала, ссылаясь на то, что жилплощади у пенсионерки более чем достаточно. Канищева написала письмо губернатору Полежаеву, объяснив, что речь шла не о площади жилья, а об условиях проживания: в ее преклонном возрасте и с ее болезнями тяжело пользоваться удобствами, расположенными на улице. Ответа от губернатора не последовало. Потеряв всякую надежду улучшить невыносимые условия жизни, 16 июля женщина покончила с собой, выпив бутылку уксуса. А спустя девять дней на ее адрес пришло письмо из областного Министерства труда и социального развития, подтверждающее отказ в улучшении жилищных условий.

Читайте также: Пенсионные фонды жаждут нашей смерти

И наконец, 22 сентября покойной Вере Васильевне пришло еще одно письмо — от вице-губернатора Омской области Ирины Прозоровой, в котором говорилось, что ее обращение "рассмотрено и направлено на рассмотрение в Министерство образования Омской области", которое и должно будет уведомить адресата о принятом решении. Совершенно не понятно, почему разбирать вопрос покойной Веры Васильевны должно было областное Министерство образования, учитывая то, что в образовательных учреждениях Канищева никогда не работала…

Возможно, Федотов действительно не разобрался в тонкостях пересчета субсидий, и поторопился с возмущенным посланием губернатору. Можно объяснить его поведение недопониманием и свойственной пожилым людям неуступчивостью. Однако отрицать безалаберность работы социальных служб, которые не смогли донести до пенсионера важную информацию, а ранее ничем не помогли одинокой женщине разрешить невыносимую жилищную ситуацию, доведшую ее до самоубийства, невозможно.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить