Лавину мигрантов остановит законодательная защита их прав

Сила мигрантов - в их полном бесправии

Специалисты выделяют два основных миграционных потока: российский, с Северного Кавказа в Центральный федеральный округ, и из стран СНГ, в основном центральноазиатских. Второй имеет специфику: это трудовая миграция, достигшая колоссальных масштабов. Попробуем разобраться, какие последствия несет такое бесконтрольное "переселение народов" для России.

Так сложилось, что мне пришлось довольно долгое время воочию наблюдать работу гастарбайтеров, а впоследствии, даже руководить ими. Нельзя сказать, что в качестве работников они в чем-то превосходят русских, это всего лишь миф. Эффективность их труда не столь высока, как принято считать, и обычно прямо пропорциональна уровню общего развития и образования. Также большое значение имеет знание русского языка, порой бывает трудно добиться понимания поставленной задачи просто из-за языкового барьера.

По-человечески, их очень жаль, так как они вынуждены жить в чудовищных условиях, в страшной скученности, в отрыве от своих семей, оставленных на родине. Зачастую мать видит собственных детей в лучшем случае раз в году, когда ей удается взять отпуск и накопить денег на билет до дома. Мигранты не имеют возможности получать хотя бы минимальное медицинское обслуживание, так как на платную медицину у них, разумеется, нет средств, а бесплатная на них не распространяется с 2010 года. Хотя, казалось бы, если человек находится в легальном статусе, официально трудоустроен, и с его зарплаты выплачивается налог — почему он не имеет права на медицинский полис? И каким образом он должен оформлять больничный лист?

Читайте также: "Мигранты вытащат РФ из демографической ямы"

И, что самое неприятное, отрезанность мигрантов от медицины, дополненная их скученным проживанием, разве не представляет санитарно-эпидемиологической угрозы? А ведь они и работают и в общепите, и в торговле…

Какие культурные и экономические последствия проистекают от массового присутствия трудовых мигрантов в России? Многие склонны использовать такой расхожий аргумент: гастарбайтеры, якобы, занимают пустующую нишу на рынке труда, те рабочие места, на которые граждане РФ не пойдут ни при каких обстоятельствах.

С одной стороны, это так: действительно, сейчас мало кто претендует на вакансии грузчиков, дворников и строителей. Потому что условия, на которых предлагают подобную работу в Москве, поистине чудовищны — работа без выходных, или с одним выходным, по 12 часов, при непропорционально маленькой зарплате. К тому же, нельзя не вспомнить экономический кризис 2008 года, когда многие русские, потеряв свою прежнюю работу, пытались устроиться чернорабочими на стройки. Их не брали, так как многим работодателям не нужны люди, знакомые с законом и знающие свои права.

Вообще говоря, для того, чтобы наиболее точно проанализировать ситуацию с гастарбайтерами, лучше всего обратиться к экономической теории Карла Маркса. Печально, но описанные в "Капитале" сцены из жизни рабочих XIX века во многом напоминают нынешние реалии. Во всяком случае, невозможно не заметить, что современные работодатели стремятся приблизить нас к временам вековой давности. Это выражается, прежде всего, в увеличении продолжительности рабочего дня. Чем длиннее рабочий день, тем больше прибавочная стоимость, извлекаемая капиталистом, пишет Маркс.

Что же это такое — прибавочная стоимость? Это, грубо говоря, время, украденное хозяином-капиталистом у работника и конвертированное в деньги. В капитал. Похищение времени и сил осуществляется очень просто — через увеличение рабочего дня при отсутствии пропорционального увеличения оплаты труда. Платят все равно лишь минимум, ниже которого просто нельзя заплатить, а работать вынуждают в разы больше. Неоплаченный излишек произведенного продукта идет на формирование капитала. Так жили заводские рабочие во времена Маркса, но разве не то же самое мы наблюдаем и в наши дни, пока что в основном на примере гастарбайтеров?

Правда, в российском трудовом законодательстве сохранились нормы, призванные ограничивать непомерную алчность работодателя в деле извлечения прибавочной стоимости. Этой нормой, прежде всего, является положение Трудового кодекса о том, что любая переработка сверх 160 установленных часов в месяц должна оплачиваться в двойном размере.

Однако на практике она почти никогда не выполняется: люди даже не знают о ее существовании. А если и знают, то не имеют моральных сил подавать в суд на работодателя. Да и не станешь судиться с каждым работодателем, который нарушает ТК, ибо рискуешь в этом случае просто умереть с голода, пока будут длиться бесконечные судебные процессы.

Читайте также: Экзамен для гастарбайтера. Снизится ли поток?

Если даже наши сограждане оказываются зачастую бессильны перед аппетитами работодателей, то чего же ждать от приезжих таджиков и киргизов? Многие из них и не отдают себе отчет в том, что их работа на территории РФ вполне легальна и регламентируется российскими законами. Они полагают, что, поскольку являются иностранцами, то находятся вообще вне правового поля. Я обнаружила это, когда пыталась убедить некоторых в том, что им недоплачивают за переработку, а ведь перерабатывают они невероятно. По закону, между прочим, человек вообще не может перерабатывать более, чем на 100 часов в год. А на деле этот лимит вырабатывается многими менее, чем за месяц…

И, разумеется, никого письменного соглашения на это с работника не берется, его вообще не спрашивают, готов ли он вкалывать по 300 часов в месяц, ставят перед фактом и все. Ни о какой положенной по ТК двойной оплате переработки речи нет, разумеется.

Очень выгодная для работодателей ситуация, не правда ли? Я не стану даже затрагивать тему нелегальных мигрантов. Очевидно, что использование их труда приносит недобросовестному владельцу материальную выгоду, превосходящую возможные санкции. К счастью, в последнее время эти санкции были ужесточены — штраф за прием на работу нелегала достиг 800 тысяч рублей, однако, эти меры во многих случаях разбиваются о коррупционные схемы.

Очевидно, что основная причина массовой трудовой миграции — это несоблюдение трудового законодательства российскими компаниями, отсутствие какого-либо контроля над этой сферой со стороны государства. Сейчас добиться реализации своих прав в данной области возможно лишь в индивидуальном порядке, подав гражданский иск в суд. Ради справедливости, стоит отметить, что суды, как правило, удовлетворяют подобные иски, но многие ли способны их подать? Многие ли вообще имеют представление о своих правах? Большинство — весьма и весьма смутное. Зарплаты в конвертах, отсутствие отпусков и больничных, неоплачиваемые переработки — все это встречается на каждом шагу, и не только на стройках, но и в светлых офисах.

Но, конечно, гастарбайтеры — наиболее уязвимая группа. Правовая неосведомленность накладывается на зависимое положение, на безвыходность. Ведь для того, чтобы приехать на заработки в Москву, какому-нибудь таджику или узбеку для начала необходимо изыскать весьма крупную для тех регионов сумму — на билеты, на оформление документов, на жизнь, пока не найдет работу. Скорее всего, многие для этого вынуждены залезать в долги, и обратного пути для них уже нет. Вот и соглашаются на рабские условия?

Использование такого труда развращает российских работодателей, приучает к тому, что подобная ситуация является нормой. Постепенно это отношение переносится и на граждан РФ. Следует ожидать, что рано или поздно крупными капиталистами будут пролоббированы соответствующие поправки к трудовому кодексу, которые уже на законодательном уровне закрепят сложившуюся практику.

Такая попытка уже была, эта инициатива исходила от Михаила Прохорова. Он настаивал на необходимости введения 12 часового рабочего дня вместо 8-ми часового. К счастью, в тот раз это предложение не было реализовано, но, вероятнее всего, в будущем последуют новые попытки. Если они увенчаются успехом, то количество иностранных работников значительно сократится — они будут уже не так нужны, поскольку их место займут российские граждане. Только нам будет в такой ситуации явно не до злорадства по отношению к уволенным мигрантам, ибо их хомут оденут уже на наши шеи.

Читайте также: Государство возьмется за "серых" работников

Почему я говорю о массовых увольнениях, или, во всяком, случае, ограничении приема на работу приезжих в случае уравнивания их с коренным населением? Да потому что их козырь на рынке труда — это лишь абсолютная покорность, готовность трудиться на любых условиях. Не какое-то мифическое трудолюбие, нет. Только покорность. А если вынести этот фактор за скобки, то останется, во-первых, языковой барьер, затрудняющий работу, морока с документами, возможные штрафы со стороны ФМС в случае просрочки этих документов, и даже в том случае, если мигрант элементарно забыл свои документы дома в день проверки. В случае если единственное преимущество мигрантов — готовность на рабские условия труда, будет ими утеряно, в этом случае, большинство их окажется менее конкурентоспособно на российском рынке труда.

Из этого напрашивается один вывод: для того, чтобы отрегулировать, наконец, бесконтрольную трудовую миграцию и ввести ее в разумные рамки, прежде всего, необходимо лишить мигрантов этого сомнительного преимущества — покорности и безграмотности. Это парадоксально, но единственное, что сможет остановить лавину миграции и превратить ее в тонкий ручеек действительно квалифицированных кадров — это защита трудовых прав мигрантов.

К сожалению, это понимают далеко не все. Националисты, к примеру, обращают все свое раздражение на самих гастарбайтеров, игнорируя первопричину. Причина не в самих мигрантах, а прежде всего, в алчности российских работодателей. Вот и бороться нужно с ними, создавать и поддерживать независимые профсоюзы, просвещать, по возможности, мигрантов (да и русских тоже), заступаться за их права.

И вообще-то, эту работу должно проделать государство. Необходимо, чтобы оно контролировало исполнение законов в трудовой сфере, ужесточало ответственность за их нарушение и регулярно проводило проверки на каждом предприятии. Пока не будет таких жестких мер, страна будет захлебываться в неконтролируемом потоке гастарбайтеров.

Не стоит также думать, будто компании-наниматели из-за ограничения продолжительности рабочего дня 8 часами получат несовместимые с ведением бизнеса издержки: даже в этом случае они будут извлекать необходимую прибыль. Они утратят лишь легкую возможность извлекать сверхприбыль, но это должно толкнуть их на путь развития технологий и автоматизации производства, чтобы повысить производительность труда. А это уже будет на руку не только бизнесменам, но и всему обществу. Поэтому, регламентация и сокращение рабочего времени должно поспособствовать не только урегулированию ситуации на рынке труда, но и продвинуть страну к постиндустриальным стандартам производства, как это произошло на Западе.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *