За сбитых животных будут штрафовать?

По сообщениям природоохранных служб нашей страны, количество ДТП с участием диких животных из года в год все увеличивается. Ежегодно все больше братьев наших меньших гибнет под колесами автомобилей. Что можно сделать для того, чтобы решить эту проблему? Не пора ли вводить специальные штрафы за сбитых и покалеченных животных? Наверное, пора.

Как говориться, слухами земля полнится. И чего только не принято обсуждать на просторах интернета. Недавно в форумах разгорелась дискуссия на тему того, что скоро за сбитых на дороге животных водители будут платить огромные штрафы. Причем такие, что лучше уж вообще всем автолюбителям сразу свои машины продать.

Цифры при этом назывались самые разные. Например, убийство лося в ДТП оценивалось от 40 до 200 тысяч рублей (причем вне зависимости от того, по чьей вине произошло столкновение). Впрочем, оно и понятно - доказать вину лося невозможно, поскольку по нашим законом дикие животные являются государственным имуществом. Ну, а с имущества какой спрос? Никто же в ситуации, когда водитель врезается в светофор не подумает обвинять последнего в том, что именно он был "инициатором" аварии.

Кроме того, распространяются слухи о том, что будут штрафовать и за наезды на крыс, ежей, лягушек, сбитых машиной птиц и прочую "мелочь". И даже тот, кто причинил ущерб бездомной кошке или собаке, тоже не отделается - если попадется, то заставят платить. То есть только мошкару лобовым стеклом теперь бесплатно сбивать можно - за все остальное извольте, дорогие водители, раскошеливаться.

Читайте также: Собаки тоже любят напевать за рулем

Неудивительно, что услышав о таких суммах и таких мерах, участники форумов сразу же принялись обвинять сотрудников автоинспекции и местных чиновников в попытке узаконить очередные вымогательства. Мол, только и ищут способов с народа денежки тянуть, и вот, пожалуйста, уже и животное бесплатно сбить нельзя. Словом, как обычно, полный беспредел.

Но так ли это на самом деле? Увы, нет, поскольку в российском законодательстве нет такого понятие, как штраф за сбитое насмерть или покалеченное дикое животное. Однако, как было указано выше, согласно четвертой статье Федерального закона РФ "О животном мире": "Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью". Правда, согласно одному из положений первой статьи данного документа, это определение распространяется только на диких животных, а безнадзорные таковыми не считаются (их ведь дикими не признают). Поэтому за сбитую бездомную собаку ответственности вообще никакой не предусмотрено.

Ну, а если все-таки сбили дикого зверя, тогда ситуация подпадает под статью 1064 Гражданского кодекса РФ, которая говорит об ответственности за причинение вреда, в том числе и за порчу имущества. А также под 1079 статью того же ГК РФ, предусматривающую ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей опасность для окружающих (а управление автомобилем относится к подобной деятельности). Именно на основании этих документов на человека, который сбил дикое животное, могут подать в суд. Но вовсе не сотрудники ГИБДД, а представители служб охраны природы, охотничьего контроля и надзора, а также члены "зеленых" организаций.

Так что, как видите, ни о каких вымогательствах со стороны сотрудников ГИБДД речи не идет. И то, что это делают чиновники, тоже не скажешь - реально в суд на неосторожного водителя подают охотоведы, егеря или лесники (они, хоть и госслужащие, но все-таки чиновниками их не назовешь). Но и это, кстати, происходит не так часто - в основном такие дела "раскручивают" зоозащитники и "зеленые", то есть представители общественных организаций. Так, например, за прошлый год в 70 процентах случаев эти иски в суд подавали именно они. Поэтому, если уж кто и "вымогает" деньги у "несчастных" автолюбителей, так это представители российского общества, неравнодушные к состоянию окружающей среды.

Слухи о каких-то двухстах тысячах, о которых говорят на форумах, тоже являются преувеличением. В среднем штрафы за сбитое животное не превышают 5-7 тысяч рублей. По крайней мере, такова информация из документов подобных судебных процессов. Впрочем, в таком деле не может быть никакой фиксированной суммы - ведь, собственно говоря, речь то идет не о штрафе как таковом, а о сумме, возмещающей ущерб, которое понесло государство (все-таки его же имущество испортили). Соответственно, выплата назначается после оценки самого ущерба.

Впрочем, многих "зеленых", а также сотрудников природоохранных служб такое положение дел совсем не устраивает. Они считают, что следует назначить конкретные выплаты за причинение ущерба представителю определенного вида животных. То есть сбил лося - плати одну сумму, кабана - другую, косулю - третью и т. п. Как считает, например, глава Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области Игорь Прохоров, от этого выиграют не только государственные ведомства, но и автолюбители. Им же самим будет легче, если сумма, которую потребуют за возмещение ущерба, будет известна заранее.

Другой вопрос - а оправдана ли подобная мера? Может быть, не стоит вводить такие "драконовские законы", а просто огородить дороги, проходящие через леса и поля заборами или выкопать туннели под трассами, что бы звери не выходили на дорогу. Увы, мировой опыт показывает, что это не является решением проблемы. Ибо часть животных (например, лоси), вообще не хотят пользоваться подземными переходами, поскольку боятся их. А что касается заборов, то они создадут серьезные проблемы для работников лесного хозяйства - в частности, помешают вести запланированные вырубки, тушить пожары да и просто браконьеров отслеживать.

В большинстве стран мира, например, в США, Великобритании и Австралии уменьшить количество подобных ДТП в свое время помогли именно высокие штрафы. Причем не только за причинение ущерба дикому животному, но и те, что взимаются за превышение скорости. В той же самой Австралии по дороге, которая проходит через природоохранную территорию (а таковой там являются практически все лесные массивы, значительная часть побережий, гор и пустынь, расположенных вне густонаселенных районов) нельзя передвигаться со скоростью, превышающей значение в 50 км/ч. В США с этим еще строже - по таким дорогам нельзя ездить быстрее 20 км/ч. Не удивительно, что местные водители даже змей, лягушек и черепах не давят - не успеть затормозить на такой скорости просто невозможно (ну, соответственно, в том случае, если водитель трезв и внимателен).

Что же касается наших водителей, то, к сожалению, среди многих из них принято гонять по лесным дорогам на скорости свыше 100 км/ч. А тут уж, сами понимаете, если животное выскочило на дорогу, вовремя затормозить или объехать не всегда получится. В итоге число ДТП с участием животных растет из года в год: если в 2010 году в Европейской части России таковых было 89, то за минувший год их число возросло до 116. И это только официальная статистика - судя по сообщениям на тех же форумах, многие водители после аварии не спешат вызвать сотрудника ГИБДД и оформить все, как полагается, а наоборот, стремятся скрыться с места происшествия и "замести" за собой следы. Ведь животное - не человек, и его смерть расследовать некому.

Кстати, именно потому, что в США, Западной Европе и Австралии водители очень осторожны, дикие животные там в большом количестве встречаются даже в парковых пригородных зонах. Мой знакомый, который часто бывает в Вашингтоне, неоднократно рассказывал и показывал фотографии оленей, лис и даже краснокнижных каймановых черепах, живущих прямо в городе. Это возможно лишь потому, что они не гибнут там сотнями каждый год под колесами автомобилей. В результате и жители города, и туристы могут позволить себе насладиться общением с представителями дикой природы, не выезжая за черту города.

Читайте также: Орто Дойду - зоопарк, спасающий жизнь

Так что, как видите, вводить подобные ограничения и штрафы за их несоблюдения имеет смысл. Без них нам не сохранить уникальный животный мир нашей страны. Да и множество человеческих жизней будет легче сберечь - ведь часто при ДТП с участием кабана или лося гибнут и люди. А всего-то для этого и нужно - перестать гонять на огромной скорости по лесным дорогам...

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

 

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Потерпевшей потребовалась госпитализация, а злоумышленников полиция задержала полиция по горячим следам: они оказались безработными выходцами с Ближнего Востока

Четверо беженцев изнасиловали пожилую немку

В самое ближайшее время для развития успеха в Дейр эз-Зоре, сирийской армии остро необходимо в ближайшее время переправиться на левый берег Ефрата. В этом им помогает авиация ВКС России.

Уникальные видеокадры уничтожения "флота" ИГИЛ* на Евфрате
Комментарии
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Тома Круза хотят пожизненно посадить за смерть двух пилотов
Чернобыльскую АЭС переполнили радиоактивные материалы
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Ни одна страна, кроме России, не защитит Армению от выпадов извне — Андрей КЛИМОВ
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
Низкий IQ и никакой совести: Хиллари Клинтон и ее черные рабы
Ни одна страна, кроме России, не защитит Армению от выпадов извне — Андрей КЛИМОВ
Узбекистан возмущен строительством дельфинария в столице