Тестирование электронного паспорта проведут на чиновниках

Электронный паспорт испытают чиновники

Так называемое технологическое тестирование универсальной электронной карты, призванной со временем заменить бумажный паспорт, началось в Москве. Первыми карту получат чиновники, сотрудники столичного департамента информационных технологий, которые, собственно, ее и разрабатывали, и работники госпредприятия "Московский социальный регистр", на которое возложено внедрение этого нового российского гаджета.

То есть новинку "обкатают", испробуют на себе сначала те самые люди, которые и занимались ее разработкой и внедрением. По сути, эта универсальная электронная карта - некий электронный паспорт человека. По замыслу, карта должна соединить в себе пенсионный полис и полис медицинского страхования, социальную и банковскую карту, проездной на общественный транспорт и некоторые другие документы.

Стоит вспомнить, что решение о внедрении универсальной электронной карты было принято на заседании правительства Москвы еще в феврале. Как пишет "Российская газета", тогда предполагалось, что москвичи начнут получать технологичную новинку уже с 1 декабря 2011 года. Но по разным причинам сроки переносились. Теперь вот ее испытывают изготовители.

Читайте также: В наши паспорта вложат... пальчики

Сейчас точные сроки введения карточки в массовую эксплуатацию не называются. Надо думать, в ходе "испытаний" у чиновников появятся какие-то замечания и предложения, после внесения которых электронный паспорт понадобится еще доработать.

Неплохой опыт использования подобного электронного документа у Москвы уже есть - социальной картой уже несколько лет пользуются три с лишним миллиона столичных пенсионеров. Штука нужная, а порой и необходимая. И что интересно, к социальной карте пожилые москвичи привыкли почти сразу.

На ней зафиксирован статус владельца и предоставленные ему льготы, она может использоваться и для получения пенсий, и социальных выплат. Социальная карта заменяет ветеранам проездной билет на городском общественном транспорте и на электричках. Считается, что именно ее внедрение помогло Москве перейти на оплату проезда льготникам по количеству совершенных поездок, а не по предъявленным транспортниками счетам понесенных издержек. В итоге, по скромным подсчетам, расходы городского бюджета на перевозку этой категории граждан сократились более чем в полтора раза. Ощутимо!

В общем-то, спектр действия новой универсальной электронной карты обещает стать шире, чем у социальной карты. В частности, с ее помощью, например, любой москвич сможет сам, минуя очереди в регистратуру, записаться на прием к врачу. Карта, по замыслу, заменит собой многие документы.

Как минимум, в нее будут внесены паспортные данные человека, ИНН, номера социальных страховых счетов - пенсионного, обязательного медицинского страхования. Также в нее может быть «вшита» и другая информация о владельце -- вплоть до данных его медицинской карты, группы крови, инвалидности. Технологии позволяют записать на карту программное обеспечение для многих услуг как федерального, так и муниципального уровня. Например, дать возможность владельцу карты оплачивать проезд в муниципальном транспорте или административный штраф за стоянку в неположенном месте.

Ситуацию комментирует член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Васильевич Шмидт:

"Сейчас в сфере социального обеспечения множество проблем связано с тем, что различные системы и базы данных государственных органов разрознены, между ними нет никакой связи. Порой отсутствуют четкие и прозрачные механизмы определения прав на льготное обеспечение, эффективные механизмы начисления и предоставления льгот. При этом важно отметить, что существует большое количество разнообразнейших федеральных, муниципальных и ведомственных льгот, в то время как граждане очень слабо информированы о возможностях их получения. То есть все льготы даже и не используются! Конечно, это недопустимо. Вот универсальная электронная карта гражданина и призвана исправить эту проблему.

Кстати, один из ключевых вопросов оказания государственных услуг в электронном виде - это обеспечение юридической значимости действий и документов. Для ее обеспечения (то есть для того, чтобы гражданину можно было бы предоставить положенные социальные услуги и льготы) надо, чтобы гражданин был идентифицирован, то есть однозначно определено, кто он, обеспечена его аутентификация - подтверждение, что это именно тот человек, за которого он себя выдает. Соответственно, необходимо обеспечить выполнение этих функций и защиту самой электронной цифровой подписи от неправомерного использования. Насколько мне известно, у новой карты степень защиты очень высока".

Читайте также: Личная жизнь с электронным паспортом

Кстати, не так давно законодательное собрание Санкт-Петербурга также одобрило закон о введении электронных паспортов, приняв в первом чтении проект городского закона "Об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт". Карты в городе на Неве планируется начать выдавать в конце 2012 года.

Первое время они будут предоставляться только по заявлению граждан, но с 2014 года их должны будут выдать всем, кто не напишет заявление об отказе от этого документа. То есть универсальная карта, удостоверяющая право гражданина на госуслуги - вещь не обязательная, любой гражданин России от нее может и отказаться - мало ли какие причины могут его на это подвигнуть, у каждого в голове свои тараканы...

К слову, универсальную электронную карту украсит государственный герб России - специальный указ об этом подписал сам президент страны Дмитрий Медведев. Так что карта будет, так сказать, "гербовой", как и привычный бумажный паспорт. От которого, кстати, государство отказываться не собирается.

Читайте самое интеречсное в рубрике "Общество" 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить